В сельских районах в дело шли домики Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа.
12 сентября 12 детей-сирот получили ключи от собственного жилья в новых домах в поселках Саргатка и Ачаирский. И это не может не радовать. Тема для Омской области непростая. Федерация выделяет, а региональные власти каждый год софинансируют сотни миллионов рублей на приобретение жилья для создания специализированного фонда жилых помещений. Это жилье после пяти лет соцнайма сможет перейти детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в собственность. Однако приобретенное для них в области жилье в период деятельности Александра БУРКОВА не выдерживает критики.
Предыстория
«Коммерческие Вести» регулярно отслеживают тему обеспечения детей-сирот жильем и путей решения этой непростой для региона задачи. И буквально недавно обнаружили, что КУОО «Центр учета и содержания собственности Омской области» (КУ «ЦУС»), а с июля 2025 года — «Управление по содержанию и эксплуатации собственности Омской области» (КУ «УПЭС»), чей функционал и включает в себя приобретение жилья для этой социально слабозащищенной категории омичей, участвует в арбитражном суде, помимо прочих, в двух очевидно связанных между собой процессах.
В одном – борется с представлением УФК по Омской области, появившимся в результате проведения плановой выездной проверки соблюдения целей, порядка и условий выделения из федерального бюджета субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. Третьими лицами заявлены ООО «Ремонтно-строительное управление «Любинское», ИП Сабельфельд Алексей Викторович и ИП Поморцев Сергей Александрович.
В другом – КУ «ЦУС» судится с одним из третьих лиц вышеуказанного процесса – Алексеем САБЕЛЬФЕЛЬДОМ. Из материалов второго дела видно, что речь идет об обязании исполнения гарантийных обязательств застройщика по жилым помещениям, построенным и приобретенным КУ «ЦУС» для детей-сирот.
Что обнаружила проверка
Поскольку в материалах суда не было информации о закрытом режиме, «Коммерческие Вести» обратились за пояснениями к ревизорам УФК по Омской области. Картина услышанного и увиденного произвела впечатление.
Проверка КУ «ЦУС» проводилась в 2024 году и касалась периода 1 января 2022 – 31 декабря 2023 года. Ревизоры выборочно прошлись по приобретенным для сирот объектам недвижимости, расположенным за пределами города Омска.
Как известно, есть требования к жилью, которое покупается для детей сирот. Как минимум, оно должно:
• быть пригодным для проживания и не требовать ремонта;
• соответствовать требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства;
• соответствовать санитарным и техническим правилам, нормам и требованиям, установленным статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и т.д.
Ревизоры же увидели, что жилье, приобретенное для проживания детям-сиротам пока в собственность Омской области, подобным требованиям не соответствует.
Любинский район
По госконтрактам, заключенным КУ «ЦУС», побеждало только ООО «РСУ «Любинское». Объекты были построены в р.п. Любинский. Этот же застройщик, по словам ревизоров, продолжает строить почти такое же жилье, в полной уверенности, что область в лице КУ «ЦУС» будет продолжать его покупать.
Жилье представляет собой блокированные домики по четыре жилых помещения по 35,3 кв.м. Проект разработан ИП Пелюгиным.

По трем проверенным жилым объектам продавец получил максимально возможную на момент заключения контракта сумму: по февральскому контракту 2023 года – 2,2 млн руб., по двум мартовским – по 2 млн 297 тыс. руб. Регламентный срок службы должен составлять не менее 50 лет.

При проверке на предмет соответствия сводам правил (СП) стало понятно, что в данных помещениях отсутствует кухня, в стенах имеются вертикальные трещины, лестницы и крыльца сделаны из дерева – то есть горючего материала, отсутствуют глухие противопожарные стены между жилыми блоками, не обеспечена возможность нормальной эксплуатации трубопроводов. Жилые дома – новые, находящиеся теперь в собственности области и впоследствии передаваемые сиротам, расположены в пониженной части рельефа, ниже уровня дороги и окружающей застройки. Во время осмотра зафиксировано подтопление территории.

Нашлись гнилостные повреждения досок перекрытия технического подполья, внутри техподполья влажный глинистый грунт. Линолеум уложен кусками и не проклеен. Безопасность строения не очевидна, так как раздел конструктивных решений в документации отсутствует.
Кормиловский район
Обследовано два объекта в одном доме по 39 кв.м, приобретенных КУ «ЦУС» для детей-сирот у застройщика ИП Поморцева в 2022 году каждый за 2 млн 322 тыс. руб.
Обследуемый объект представляет собой отдельно стоящий жилой дом блокированной застройки, включающий 10 автономных жилых блоков (квартир). Два из них обследовались.
Дом прямоугольной формы. Каждый блок имеет выход на отдельный приквартирный участок. Дом одноэтажный, имеется чердак. Под полом первого этажа непроходное техподполье ограниченной высоты. Каждый жилой блок состоит из комнаты, кухни, санузла совмещенного типа и коридора.
Осмотр показал, что перегородки и стены деформированы. Лестницы и крыльца из деревянных (горючих) материалов. Деревянные конструкции дома не пропитаны противопожарным составом. Трубопроводы нельзя нормально обслуживать. Есть гнилостные повреждения досок технического подпола. Отсутствует в нужных местах гидроизоляция. Дефекты носят массовый характер. В качестве отопления установлены электрические конвекторы, что выводит стоимость отопления для детей-сирот на недостижимый уровень.
Одесский район
В с. Одесском проверены были четыре жилых помещения в одном блокированном доме, закупленные КУ «ЦУС» в августе 2022 года у застройщика ИП Сабельфельда площадью по 34 кв.м за 2 млн 297 тыс. руб. каждый.
При проверке в помещениях первого этажа выявлена просадка пола от 3 до 6 см. На пол опирались стены. В связи с потерей опоры между просевшим полом и стенами образовались огромные зазоры, плинтус повис на стенах.



В жилье отсутствуют подвалы и подполы, пол цементный просто утонул в рыхлом грунтовом основании. Дом построен в низине, ливнем затапливаются не только окружающие территории, но и подъезды (заглавное фото). В безопасном использовании данных помещений (при взгляде на фото) возникают серьезные сомнения..
Оконешниковский район
В р.п. Оконешниково КУ «ЦУС» приобрело в собственность Омской области для передачи сиротам дом с 16 жилыми помещениями от 33 до 38 кв.м. Контракт был заключен в апреле 2022 года, и каждое из помещений обошлось ООО «Комус» в 2 млн 67 тыс руб. на общую сумму 33 млн руб.
Согласно контракту, передаваемое жилое помещение должно быть новым. Но согласно техническому паспорту нежилого строения, здание не используется, объект введен в эксплуатацию в 1959 году. По техпаспорту процент физического износа административного здания – 62%.
В сухом остатке, в помещениях на придомовой территории стоит вода, протекают крыши, «инженерка» проведена в неотапливаемом подполье,

промерзаеют входные двери, проседает пол, текут трубы, трещины вокруг оконных проемов,

на стенах,

на полу, в некоторых жилых помещениях только конвекторное отопление, проблемы с вентиляцией и т.д.
Независимая оценка
Чтобы понять, насколько эффективно использовались бюджетные средства (как федерального бюджета, так и регионального), ревизоры пригласили независимого оценщика. Работа выполнена в соответствии с Федеральными стандартами оценки, использовался сравнительный подход. По результатам оценки ни одно из жилых помещений не оценено свыше 1 млн руб., а некоторые не дотягивают и до 900 тыс.
Общая стоимость приобретенных КУ «ЦУС» за 2022-2023 годы 34 жилых помещений, попавших под проверку методом случайной выборки, составила 74,6 млн руб. – 49 млн руб. из федерального бюджета, остальное – из регионального. Согласно оценке, стоимость жилья всего – 31 930 284,80 руб.
Разница между оценкой и суммой по заключенным контрактам – 42,6 млн руб. – это 57% завышения стоимости в госконтрактах.
Покупка на вторичном рынке
Покупка жилья на вторичном рынке в рамках реализации программы обеспечения жилья для детей-сирот возможна. И приобретает жилье также КУ «ЦУС». Ревизоры проверили тех продавцов, кто продал области более пяти квартир, то есть оптовых продавцов. 17 квартир по заключенным контрактам за 2022 год и 11 – за 2023-й. Закуплены они по предельно возможной для периода заключения контракта сумме каждая – от 1,9 млн до 2,1 млн руб. площадью от 33 до 62 кв.м.
По этим жилым помещениям через «Роскадастр» ревизорами казначейства в ЕГРН были запрошены данные о стоимости приобретения и сроке владения объектами недвижимости продавцом, заключившим контракт.
16 квартир у одного из продавцов в 2022 году было приобретено на общую сумму 32,2 млн руб., куплены же данные квартиры продавцом были также в 2022 году за 11,6 млн руб. с завышением контрактной стоимости на 64%. Период владения продавцом (с момента заключения договора купли-продажи) данными квартирами перед их продажей КУ «ЦУС» составлял от 16 до 40 календарных дней.
Вышеуказанные государственные контракты заключены с единственным поставщиком.
Всего в проверяемом периоде КУ «ЦУС» приобретено 50 квартир для детей-сирот по завышенной стоимости – 106,8 млн руб. В 2022 году по 42 квартирам завышение стоимости составило на общую сумму 52, 8 млн руб., или 60,1%, в 2023 году по 8 квартирам – 10 479 394,40 руб., или 57,3%.
Чья ответственность?
Безусловно, не все жилье, закупленное для детей сирот в области за пределами городской черты построено некачественно и приобретено с двухкратной переплатой. Но и дети-сироты не просто так обеспечиваются государством жильем. Это весьма уязвимая в социальном плане группа населения. Многие из них не слишком хорошо осведомлены о своих правах, и складывается ощущение, что в Омской области, как минимум, в 2022–2023 годах на них наживались и относились к ним наплевательски. Если в городе им приобретаются квартиры у серьезных застройщиков, и эти объекты легко промониторить, то в области застройщики куда чаще возводили объекты, стремившиеся по благоустройству к большой собачьей конуре. Если верить независимой оценке.
И в связи с этим несколько вопросов.
1. Проверка со всей очевидностью показала, что если на селе в 2022-2023 годах и велась приемка построенных и закупленных объектов для детей-сирот, то выбирались ли члены комиссии КУ «ЦУС» из-за своих рабочих столов для этого? Есть ли в составе такой комиссии люди, умеющие хоть как-то оценить техническое состояние строений?
2. Как можно провести гарантийный ремонт жилых помещений, если поплыл конструктив, например?
3. Почему застройщик, чье жилье оказалось, мягко говоря, некачественным, уверен, что и впоследствии область купит у него в собственность для сирот его практически аналогичные объекты?
4. Если ревизоры смогли проверить стоимость приобретения жилья на вторичном рынке, то почему этого не делало КУ «ЦУС»?
5. Изменило ли КУ «ЦУС» (ныне КУ «УПЭС») после проверки алгоритм работы с жильем для детей-сирот на селе?
6. Довольно ли областное Минимущество качеством столь неликвидного специализированного жилого фонда?
7. Много ли еще лишних денег в бюджете Омской области, если более 50% от средств, выделяемых на решение проблем сирот, идет вовсе не к сиротам при не самом сбалансированном бюджете?
И последнее. Когда публично Александр БУРКОВ сообщал об имеющемся наследии свеженазначенному Виталию ХОЦЕНКО, оно было и таким. Прокуратура, безусловно, в суде стоит на страже интересов детей-сирот, но неужели за все это никому не стыдно, и следственные органы и суды сомневаются здесь, при таком потоке нарушений, что имел место умысел и чья-то заинтересованность?
Фото © УФК по Омской области








