Школа: работодатель или работообязатель?
Корреспондентка ГТРК «Иртыш» Нелли СКАБЕЛКИНА рассказывает о том, что новый министр образования России намерена вернуть в школы дежурства детей по уборке классов. Попутно Нелли отправляется в один из омских лицеев, где дежурных по школе выдают бирюзовые косынки и суровый взгляд, а семиклассник Вася Бацков дежурит на входе в родное учебное заведение. Лицеист Вася полон собственной значимости. Девочки в косынках и фартуках помогают расставлять в столовой стаканы и тарелки, а после прибирают столы.
Завстоловой говорит, что они помощникам только рады, а замдиректора лицея уточняет, что дети не моют пол или окна, не убирают территорию, а дежурство заключается только в том, что дети следят за порядком, чтобы никто бумажек на пол не бросал.
Тем не менее в связи с министерской инициативой неизбежно возникает вопрос, который и задает Нелли: «Если школьники начнут мыть коридоры и парты, то зачем тогда уборщицы? И не станут ли школьники бесплатной рабочей силой?».
Директор департамента образования администрации города Омска Екатерина СПЕХОВА поясняет в микрофон, что совместный труд приучает детей «к различным навыкам, которым по учебнику не научишься, Как бы ни пытались в теории или в методике что-то им рассказать, если ребенок не попробует это, то этому очень сложно научиться. Это коммуникативные навыки, и навыки приобщения к труду, и навыки работы в команде, потому что в любом случае каждому из нас это пригодится в жизни».
Оно, может быть, и так, но в чем загвоздка? Из комментария не ясно, насколько может быть доброволен такой труд.
Интернет знает все. По крайней мере, если полистать книгу «Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)», изданную в Екатеринбурге в 2000 году, то общественно полезный труд определен как любой полезный и созидательный труд, доступный без профподготовки и совершаемый без оплаты, то есть на общественных началах. Участвуя в таком труде, «учащиеся проходят школу бескорыстия, внимания к окружающим, ответственности за порученное дело, коллективизма».
Но посмотрим, как трактует понятие волонтерства любой словарь, к примеру, «Краткий словарь гражданского общества»? Первое и главное отличие — это добровольность, а уж потом это выполнение работы во имя общих целей без получения денежного вознаграждения.
Так что, может быть, надо поставить вопрос так: если мытье полов в классе является делом добровольным, то не считаю нужным — не буду, хочу — буду заниматься этим осознанно, без принуждения. Если же мытье школьных полов является обязательным, то только за плату. В противном случае школа неизбежно превратится в учреждение, где беззастенчиво пользуются детским трудом и им же, детям, втирают очки.
Первая публикация – в газете «Коммерческие вести» от 12 октября 2016 года