«Ляжешь слишком далеко от трубы теплотрассы — можно умереть от холода. Слишком близко — получишь серьезные ожоги, не сразу заметив это из-за крепкого алкоголя».
19 февраля сразу два известных американских издания: газета «Нью-Йорк пост» и один из старейших литературных журналов США «Атлантик» опубликовали фоторепортаж агентства «Рейтер» из Омска.
Как пишет «Атлантик» (перевод «Коммерческих вестей»), «Алексей МАЛЬГАВКО, фотокорреспондент, работающий с Reuters, провел эту зиму среди бездомных в российском городе Омске. Жизнь чрезвычайно трудна для тех, кто живёт в городе, где зимой низкие температуры могут достигать -22 градусов по Фаренгейту (-30 по Цельсию) ночью. Многие выживают от холода, находя или создавая укрытия вдоль промышленных отопительных труб, проходящих через город. МАЛЬГАВКО пишет об одном из людей, за которыми он наблюдал, об Алексее ВЕРГУНОВЕ: «Это опасное существование. Ляжешь слишком далеко от трубы — можно умереть от холода. Слишком близко — получишь серьезные ожоги, не сразу заметив это из-за крепкого алкоголя, который многие пьют, чтобы согреться и из-за унылой реальности».
46-летний бездомный Алексей ВЕРГУНОВ имеет прозвище «Лёха Борода», ищет банки и бутылки в обмен на оплату в центре переработки, в Омске. Он и жаждал бы восстановить свою жизнь, но с тех пор, как его подруга Алёнка умерла два года назад от рака печени, он потерял волю. Они жили вместе возле вокзала. «Если бы я нашел такую женщину, как она, я мог бы остановиться и попытаться вернуться в общество, но я не могу найти никого, похожего на нее», говорит он».
Как добавляет «Нью-Йорк пост», Алексей ВЕРГУНОВ прожил так в Омске более 11 лет. И цитируется его фраза «Ты спишь ночью с закрытыми глазами, но твои уши открыты». Он является одним из 3500 бездомных, официально живущих в городе Омске, хотя реальная цифра, вероятно, выше. Он один из немногих, кто останавливается, чтобы поговорить и посмеяться с жителями города:
— Это ты замерзнешь в своей квартире с тремя одеялами, а не я между трубами», — любит он шутить. Его любимое время — ночь. Хотя в самом холодном городе тихо, он может свободно бродить и искать на мусорной свалке стеклянные бутылки и другие предметы.
Как пишет издание, «В Омске, который находится в трех часовых поясах к востоку от Москвы, есть ночлег для бездомных. Но это в отдаленной части города, и ВЕРГУНОВ не спит там, поскольку местные бездомные не позволят ему заработать себе на близлежащей мусорной свалке, которую они считают своей. Благотворительная организация «Каритас» раздает еду и одежду, чтобы помочь бездомным, хотя ВЕРГУНОВ также научился следить за недоброжелателями. Однажды он спас жизнь своему другу Александру после того, как группа подростков подожгла его».
В фоторепортаже Алексея МАЛЬГАВКО рассказывается также о 44-летней Люсе СТЕПАНОВОЙ которая провела в омских теплотрассах 27 лет. В декабре прошлого года она была госпитализирована на три недели с серьезными ожогами на теле после того, как она заснула слишком близко к трубам, где укрывалась: «Сейчас она находится в реабилитационном центре в 30 километрах (18 милях) от города в селе Розовка».
Принцип самого Алексея МАЛЬГАВКО, который начинал как фотограф в городе Тара Омской области: «Документирование жизни простых людей волнует меня больше всего. Я хотел бы показать всему миру жизнь провинциальной России».
Фоторепортаж Алексея МАЛЬГАВКО, сделанный в Омске в декабре 2019 года, кроме «Атлантик» и «Нью-Йорк пост» доступен также на сайте агентства «Рейтер», но в каждом издании есть фото, которые не пересекаются с другими.
Как изменилось время: в советских газетах в СССР раньше немало писали про тяжкую жизнь бездомных в США.