Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Иван БЕЛАНОВ, директор ЦПА «Автобан»: «Рост стоимости такси – временно или навсегда?»

15 октября 2023 12:00
0
1777

«PROАвто» — ежемесячная колонка «Коммерческих вестей». 

— Примерно с августа омичи заметили значительный, почти двукратный рост стоимости услуг такси – исхожу из данных Яндекс.Такси, лидера (доля примерно 70%) омского рынка такси. Сейчас средняя стоимость поездки составляет 400 рублей, хотя всегда была 200-220 рублей. Практически каждый вечер мы замечаем в приложении флажочек повышенного спроса (заказов больше, чем свободных машин) и, следовательно, увеличенной цены заказа, притом что дороги свободны, пробок нет, погода хорошая.

Дело в новых правилах эксплуатации такси, введенных с 1 сентября. Яндекс заблаговременно начал отключать от системы водителей, не оформленных как индивидуальные предприниматели или самозанятые, не имеющих справки об отсутствии судимости, страховки автомобиля, лицензии на работу. Значительная часть людей, поняв, что финансово не потянет регистрацию в качестве ИП, медосвидетельствование, подорожавшее ОСАГО и прочее, отказалась от идеи подработки извозом. В указанную дату омские таксопарки лишились половины своих сотрудников: машины просто простаивали – компании, несмотря на повышенные тарифы, терпели убытки. Некоторые водители, до последнего тянувшие с оформлением документов, возвращаются, но дефицит кадров все еще серьезно ощутим.

Опять же, на таксопарки легла повышенная нагрузка в виде увеличения страховых выплат. Себестоимость работы профессиональных перевозчиков с полностью официально трудоустроенными водителями может вырасти до таких размеров, что сделает бизнес попросту невыгодным. К тому же, как мы помним, о новых машинах сейчас можно только мечтать. Самые ходовые в этой сфере – Kia Rio, Renault Logan, Hyundai Solaris и прочие 2018-2019-2020 годов – стоят почти в три раза дороже. Это тоже дополнительная нагрузка, плюс процентная ставка на кредиты для бизнеса выросла. Думаю, к концу года владельцы таксопарков могут задуматься об уходе с рискового рынка.

Недавно я был в Новосибирске и Екатеринбурге, там такси, в отличие от Омска, подорожало на 30-40%: средняя поездка в Екатеринбурге обходилась мне в 200 рублей вместо 130-150 рублей, в Новосибирске – 220 вместо 150-170 рублей. У нас же можно заплатить 400 рублей за поездку в центр города и больше 500 рублей до аэропорта или вокзала. Почему? В Екатеринбурге, Новосибирске и других крупных городах сформировалось большое количество крупных таксопарков (от 500 автомобилей), на них приходится основной объем перевозок. Московские, питерские парки также огромны: у них по 1000 и больше машин, все водители оформлены в штате, собственные пункты техобслуживания, ремонтные базы – изменения на них почти не повлияли. Возможно, они будут помогать финансово своим сотрудникам оформлять ИП или самозанятость, проходить медосвидетельствование или организуют его сами (у многих собственные кабинеты), сделают что-то еще, но обязательно справятся с нагрузкой. У них массового исхода водителей, как это случилось в Омске, не произошло. Эти профессиональные перевозчики не почувствуют увеличение расходов, наоборот, получат рост доходов – за счет тех 20-30%, на которые выросла стоимость поездки в такси в крупных городах.

Полагаю, новых региональных игроков в Омске не появится – многие уже пытались заходить в наш город, но безрезультатно. Местные некрупные игроки, которых раньше было в два раза больше, тоже ушли с рынка, оставшиеся рассматривают уход. Наводнение рынка «физиками», ипэшниками, самозанятыми ждать не приходится. Думаю, отсутствие крупных таксопарков на омском рынке скажется на всех нас только отрицательно и ситуация вряд ли улучшится. Особенно с учетом того, что колебания доходной и расходной части в сфере слишком часты, законодательство постоянно обновляется, а Яндекс проводит жесткую политику, тоже регулярно вводя новые правила и требования, резко меняя тарифы.

Можно только ждать прихода какого-нибудь крупнейшего федерального игрока с парком 500 машин. Хотя, естественно, намного выгоднее поставить их не в Омске, а у наших соседей. Опять же крупному федералу тоже негде взять автомобили: китайцы дорогие, корейцы и европейцы недоступны. Таксопарки в Москве, в Питере, в Екатеринбурге, в Казани пополняют парк сейчас больше в «комфорте» или «бизнес-классе», в «эконом» (основной тариф в Омске) инвестирование почти прекратили. Вот и получается, что крупным таксопаркам мы не интересны, а последние панические статьи про то, что все пересядут на маршрутки и появятся бомбилы, наверное, имеют под собой почву. Действительно, никакого экономической целесообразности в бизнесе у частного перевозчика нет: купит он машину, заплатит за страховку 60 тысяч, оформится как ИП, установит кассу, будет выдавать чеки, поработает полгода на тарифе 400 рублей, а к весне, к лету тот опять вернется к 200 рублям, и получится, что его годовые расходы не перекроются, еще и кредит отдавать надо будет. Да даже на высоком тарифе много не заработаешь — вводятся ограничения по дневному и вечернему времени работы таксиста. Яндексу и его расчетам уже мало кто верит. Судя по ситуации, проще найти другую работу – спрос на мужчин сейчас высокий во всех отраслях.

В следующем году ситуация скорее ухудшится. Бомбилы с вокзалов (авто, ж/д, аэро) никуда не делись, они там были и есть всегда. Появятся ли они на остановках? Думаю, да, если их там еще нет. 400-500 рублей, которые сейчас ставит Яндекс, и есть стандартный ценник частника. Да, мы потеряем возможность оценивать водителя, влиять на качество поездки, на чистоту автомобиля, на вежливость общения, не будет никакого безнала, все уйдет в наличку со всеми вытекающими последствиями. Цивилизованность, к сожалению, коснувшись нас, вызвав у нас привыкание, в ближайшее время, возможно, исчезнет. Времена десяти-пятнадцатилетней давности с космическим ценником на такси возвращаются. Автомобилей становится все меньше и меньше, из-за новых расходов имеющиеся перевозчики пополнять свой парк не будут, а это значит, что цены продолжат расти, да они и всегда растут в зиму.

Можем констатировать, что монополия агрегаторов и курс правительства на резкое обеление рынка такси, его регламентация привели в Омске к резкому снижению таксопарка и росту тарифа, конца которого не видно. Аналитики и профессионалы предупреждали об этом, когда уходили CityMobil и Uber, RuTaxi и Didi, когда местные игроки не справлялись с экономикой, а Яндекс занимался жестким подавлением конкуренции, максимально снижая тарифы. Еще пять лет назад мелким предпринимателям, у которых было 10-30 машин, был нанесен непоправимый ущерб: большинство ушло с рынка, продав авто за бесценок. Это привело нас сейчас, с одной стороны, к резкому подорожанию такси, с другой — к слабой экономике и рискованности данной отрасли, к недоверию и крупного бизнеса, и малого, среднего предпринимательства к агрегаторам, к бизнесу такси в целом.

Ранее  колонка была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 27 сентября 2023 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.