Игорь ЗУГА, председатель комитета Законодательного Собрания Омской области по собственности:
– В пояснительной записке к проекту Закона РФ о поправке к Конституции РФ №885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» Президент РФ предложил новую правовую концепцию взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти в РФ:
«В целях повышения эффективности взаимодействия между представительной и исполнительной ветвями власти, усиления роли Государственной Думы и парламентских партий, а также в целях повышения ответственности членов Правительства Российской Федерации предлагается внести в положения Конституции Российской Федерации, устанавливающие порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей, изменения, в соответствии с которыми кандидатуры для назначения на указанные должности назначаются Президентом Российской Федерации после их утверждения Государственной Думой. Аналогичный порядок предусматривается для назначения руководителей министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации».
Данная конституционная формула получила свое дальнейшее развитие в Федеральном Законе от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Подпунктом 2 пункта 3 статьи 8 закреплено, что «постановлением законодательного органа субъекта Российской Федерации <…> назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации».
Таким образом, федеральный законодатель четко обозначил вектор развития политики государства в области профессиональных управленческих кадров субъекта Российской Федерации: на высших управленческих постах нужны не новоиспеченные «манагеры», не случайные персоны «за неимением других», а состоявшиеся в профессии руководители, способные на принятие эффективных управленческих решений.
Неудивительно, что больше 60 субъектов РФ уже реализовали президентскую концепцию о согласовании законодательными органами руководителей органов исполнительной власти субъектов. Омская область, к сожалению, в число этих субъектов РФ не входит, а предложенная комитетом Законодательного Собрания Омской области по собственности соответствующая поправка в Устав (Основной Закон) Омской области в июне 2022 года была отклонена.
Наше повторное обращение к этой теме продиктовано тем, что круг руководителей органов исполнительной власти, предложенных для согласования, обусловлен их профессиональной компетенцией в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Омской области. Это прежде всего министры имущественных отношений, природных ресурсов и экологии, культуры, финансов, а также заместители председателя правительства, курирующие соответствующие направления.
Каковы наши доводы по данному вопросу?
Во-первых, по данным социально-экономического рейтинга регионов РФ за 2022 год (РИА Новости), наша область «плотно» устроилась в конце третьей десятки (37-е место).
Во-вторых, как известно, у каждой проблемы есть фамилия, имя, отчество. У нас на протяжении последних десяти лет ряд министров и их заместителей, а также иных руководителей либо «присели», либо ушли с должностей под давлением Уголовного кодекса РФ.
В-третьих, при объеме государственной собственности Омской области более 114 млрд рублей наши доходы от нее колеблются в пределах 150 млн рублей и чуть выше – это катастрофически мало. Кроме того, по данным Росреестра за 2022 год, всего на территории Омской области выявлено более 420 тыс. ранее учтенных объектов недвижимости, в отношении которых необходимо провести мероприятия по выявлению правообладателей. В итоге мы теряем десятки, а возможно сотни миллионов рублей налоговых поступлений.
В-четвертых, собственность как экономическая основа деятельности органов публичной власти субъекта Российской Федерации (глава 8 ФЗ № 414) предполагает существенное повышение персональной ответственности руководителей органов исполнительной власти, в функциональную компетенцию которых входит непосредственное управление и распоряжение государственной собственностью субъекта РФ.
Очевидно, что острая необходимость в нашем регионе в качественном управлении собственностью, особенно в условиях мобилизационной экономики, давно назрела. В связи с чем требуется подготовка и принятие нового основополагающего закона об управлении и распоряжении государственной собственностью Омской области, а также закрепление в Уставе (Основном Законе) Омской области процедуры согласования соответствующего круга руководителей органов исполнительной власти. Это создаст качественно иную правовую основу, необходимую для выхода нашей области из «подвала» социально-экономического рейтинга субъектов РФ.