Все рубрики
В Омске суббота, 27 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 77,6923    € 91,2066

Российская экономика неуклонно становится платформенной

27 декабря 2025 12:30
0
136

Москва остается примером цифровизации. 

В Национальном центре «Россия» (Москва) состоялась международная экспертная сессия Открытого диалога «Цифровые платформы как драйверы развития новой экономики».

Заместитель руководителя Администрации президента РФ Максим ОРЕШКИН отметил, что происходит платформизация экономики и социальной сферы:

– Человечество шаг за шагом идет по пути автоматизации. Если на предыдущих этапах экономического развития это была автоматизация на уровне взаимоотношений человека и природы – внедрение оборудования, конвейера и других машин, позволивших человеку уйти из первичного и вторичного секторов экономики, то платформизация – качественно иная история: автоматизируется не производство, а институциональные процессы, взаимоотношения на уровне человека-человек. Транзакции становятся быстрее, эффективнее, появляется новый класс организаторов социально-экономической деятельности – цифровые платформы.

Основательница Wildberries и глава объединенной компании Wildberries & Russ Татьяна КИМ подчеркнула, что происходит переход к новому экономическому строю:

– Цифровые платформы, помимо снижения всевозможных издержек, облегчают и упрощают доступ и бизнесам, и потребителям друг к другу. А это дает возможность для быстрого роста малого и среднего бизнеса. С ростом доверия внутри страны, внутри экономики, между потребителями и продавцами, между хозяйствующими субъектами, ВВП растет двузначными темпами. У нас есть успешные кейсы развития малого и среднего бизнеса в Белоруссии, в Узбекистане, в Казахстане, Кыргызстане, Армении. Сейчас мы вышли на рынок ОАЭ, Таджикистана, Китая. Знаю, что у российских предпринимателей есть опасения, что мы открыли канал для проникновения китайских производителей на российский рынок. Сразу скажу: условия, которые мы представляем китайским производителям, в разы сложнее, чем для российских предпринимателей. Потенциал развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране достаточно большой – примерно 21,5%, но, тем не менее, он недостаточно высок по сравнению с другими странами. Есть страны, в которых малый и средний бизнес достигает 70% от ВВП, и это очень сильно влияет на доступность и разнообразие товаров и услуг, на доходы граждан: при возвращении денег в экономику, она серьезно растет.

КИМ рассказала, что в каждой стране ее компания строит логистические комплексы. Сейчас, к примеру, она планирует построить в Ташкентской области порядка 180 тыс. кв.м. (около 150 млн долларов инвестиций). Благодаря этому, по словам предпринимательницы, происходит ускорение развития платформенной экономики дружественных стран – логистики, финансовых услуг, рекламного рынка. На российской платформе уже работает 1,5 тыс. узбекских селлеров, их объем продаж превысил один млрд долларов:

– Но это всегда двустороннее движение, мы стремимся соблюдать баланс. Недавно с Российским экспортным центром запустили витрину с косметическими товарами под нашим национальным брендом «Сделано в России» для узбекских потребителей. Участвуем в экспериментах по упрощению документооборота, сертификации, обелению рынка, и везде видим положительный эффект. Цифровые платформы становятся неотъемлемой частью национальных экономик во всех странах, в которых они развиваются.

Отвечая на вопросы ОРЕШКИНА, КИМ подтвердила, что, помимо вертикальной экспансии, ведется горизонтальная – завоевание смежных рынков:

– Не только товарные маркетплейсы стараются выстраивать экосистемы. В нашей стране этим занимаются несколько крупных корпораций. Мы смотрим на то, что необходимо потребителям и партнерам. Например, запускаем достаточно тяжелый проект – строительство промышленных парков в некоторых регионах (в том числе в Омске – Прим.авт.) для масштабирования участников площадки. Ведь далеко не весь бизнес можно локализовать в России, производство фэшн-сегмента сконцентрировано в странах Азии – это общемировая практика. Главное, чтобы технологии и дополнительная стоимость оставались непосредственно в стране держателя бренда. Также мы продвигаем программу B2B. Помогаем Министерству просвещения делать платформу для закупок в сфере образования. Активно развиваемся в финтехе. Сейчас очень яркие дискуссии идут на эту тему, но я думаю, что банки будут вступать с нами в диалог, поскольку поймут – мы ни в коем случае не отнимаем их долю рынка, а наоборот помогаем развивать банковский сектор и финтех в целом. Очень много вкладываем в образовательные проекты в других странах, например, в Киргизии, в Таджикистане.

Старший партнер группы компаний «Яндекс» Тигран ХУДАВЕРДЯН рассказал, что их цифровая платформа представлена в 35 странах. В год в городских сервисах Яндекса происходит 5 млрд поездок и доставок, Яндекс. Такси является третьей платформой в мире по количеству поездок и по товарообороту, уступая только Китаю (DiDi) и США (Uber). Весь вопрос в том, как продолжать экспансию – какие услуги можно оцифровать. ХУДАВЕРДЯН уточнил, что, к примеру, в мире так и не снискали успеха стартапы по уборке дома. Далеко не в каждой стране регуляторика позволяет внедрять платформенные сервисы, подразумевающую тесные деловые связи множества разноотраслевых компаний. Так, в силу законодательных препонов в Японии и Германии до сих пор не оцифрованы услуги такси.

– Такие страны только можно пожалеть, – покачал головой ОРЕШКИН. – Они упускают большие экономические возможности. Мы видим, какой позитивный эффект платформы от торговли до тех же такси дают с точки зрения формирования условий для гибкой занятости и дополнительного заработка, приводят к снижению безработицы.

ХУДАВЕРДЯН согласился: на логистической платформе Яндекса занято 2,5 млн человек – более 1,5 млн таксистов плюс курьеры. Около 70% водителей и 90% курьеров работают меньше 20 часов в неделю, то есть для них это подработка.

ОРЕШКИН резюмировал:

– На рынке городских сервисов потенциал внедрения платформенных решений реализован. В торговле и экономике мы перевалили через экватор: прошли темпы роста, но само насыщение продолжается. В некоторой степени отстает социальная сфера, которая всегда более консервативна с точки зрения внедрения новых технологических решений. Но мы видим, что в России – Москва особенно выделяется на этом фоне: активная платформизация, использование искусственного интеллекта позволяют делать социальную сферу гораздо более эффективной.

Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия РАКОВА сообщила, что в российской столице Единая медицинская информационно-аналитическая система объединяет все медицинские учреждения города, 120 тыс. врачей и среднего медперсонала. В ней сгенерировано 24 млн электронных карт. С учетом того, что москвичей только 13 млн, большой объем медицинских услуг оказывается жителям других регионов. По словам чиновницы, ни в одной московской клинике не существует бумажной истории болезни, также как в системе образования нет бумажных дневников и журналов, а в системе социальных услуг коммунальные платежи проводятся только в цифровом виде:

– Конкретный пример – внедрение радиологического сервиса. Когда были аналоговые снимки, ты получаешь фотографию, тут же ее должен посмотреть врач и написать заключение. Как только появилось цифровое радиологическое оборудование, уже нет необходимости в привязке. Мы создали единое радиологическое хранилище: все снимки из московских поликлиник в режиме реального времени улетают туда. Радиологи собраны в одном месте, работают 24/7. В результате количество специалистов стало в два раза меньше, количество описанных снимков в три раза больше, скорость получения результата с суток сократилась максимум до двух часов.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 26 ноября 2025 года.

Фото © стоп-кадр онлайн-трансляции



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.