Московское издательство «Русский импульс» выпустило книгу «Мироздание Федора Шехтеля» (2022 год; 640стр; тираж 1000 экз.).
Как отмечают издатели, универсализм Федора Осиповича Шехтеля (1859-1926) перерос рамки даже столь широкого явления, как русская культура рубежа XIX-XX вв. Для каждого заказчика Шехтель строил целый мир, в любой мелочи проявлявшийся сполна. Он был не только архитектором, но и художником, дизайнером в самом широком смысле.
В январе в Музее архитектуры им. А.В. Щусева состоялась презентация книги. Ее составителем является Людмила САЙГИНА – один из старейших сотрудников музея. Как отмечает dom-online.ru, «книга уникальна благодаря огромной информационной составляющей. Большинство издательств, выпускавших ранее книги о Шехтеле, в основном делали акцент на фотографиях. На презентации было отмечено, что, например, около 10 лет назад был выпущен солидный по весу и размерам двухтомник, в котором был огромный иллюстративный объем, но текст, подготовленный Людмилой Сайгиной, оказался обрезанным, информация сокращена и выхолощена редакцией, считавшей, что читатели покупают книги ради разглядывания фотографий. В итоге, в погоне за прибылью, благодарная память о гении была превращена в бизнес-проект. В этот раз удалось создать серьезный информационный источник знаний о великом архитекторе».
Примечательно, что в свидетельствах современников Федор Шехтель предстает человеком, не чуждым гротеска и озорства. Как отмечает archi.ru в публикации «Планета Шехтель», «подозрительное родство его проектных композиций с карикатурой получает объяснение в раннем этапе биографии мастера, когда он подвизался в роли (как сказали бы сейчас) графического визуализатора, попутно рисуя журнальные виньетки и иллюстрации. В Шехтеле определенно есть что-то чеховское, он и был дружен с братьями Чеховыми, включая Антона Павловича (даром что история словесности у нас куда более в чести, нежели история архитектуры и декоративного искусства). Эта атмосфера чеховского круга в книге хорошо ощущается. Она возникает не столько благодаря «мхатовскому» дизайну обложки, колонтитулов и буквиц (как раз это решение издателей представляется небесспорным), но скорее ввиду обилия в тексте прямой речи «из той эпохи» – в форме ироничных цитат и эпиграфов».