Девиантные свойства: исследования по наблюдению за улицами.
Уильям ГИБСОН
Виртуальный свет. Идору. Все вечеринки завтрашнего дня
СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2022 год. – 800 стр.
Серия «Фантастика и фэнтези. Большие книги»
Тираж 3000 экз.
Действие трилогии «Мост» Уильяма ГИБСОНА происходит в другом варианте будущего, чем в предыдущей трилогии «Муравейник», которую «Книжный клуб» недавно обозревал. Да и трилогиями тот и другой цикл назвать сложно: каждый следующий роман не является прямым продолжением предыдущего, хотя частично герои и совпадают. Это скорее триптихи, как заметил один западный критик. Как «Воз сена» или «Искушение святого Антония» Иеронима Босха. Они дополняют друг друга, а не продолжают, хотя хронологически являются именно продолжениями. Название трилогиям дал не сам автор. Действие «Виртуального света» и «Всех вечеринок…» частично проистекает на мосту Бэй-Бридж, соединяющем Сан-Франциско и Окленд. Романы были опубликованы в 1993-1999 годах, когда судьба значительной части моста, разрушенной в результате землетрясения 1989 года, была еще не ясна. Мост начали восстанавливать в 2006 году, а открыли вновь в 2013-м. У ГИБСОНА в «альтернативном завтра» (так он сам характеризовал свою трилогию) сквотеры захватили этот полуразрушенный мост (массивная верхняя часть моста упала на нижнюю) и живут там. Вторую трилогию можно назвать так же «маргиналы» – именно они являются большей частью ее персонажами (да и кто еще будет жить в трущобах на полуразрушенном мосту?). Один из двух ее сквозных героев (но второстепенный) – японец Ямадзаки – социолог, изучающий маргинальные группы. Ведь какие бы технологии ни изменяли кардинально жизнь, эти группы продолжают существовать и приспосабливаться к любому новому прекрасному миру. С этой точки зрения в трилогии много интересных социологических мелочей-вкусностей, которые можно с удовольствием смаковать. Как, например, томассон – изначально класс бесполезных или непонятных сооружений, бессмысленных элементов городского пейзажа, странным образом превращающихся в произведение искусства. В какой-то мере и мост, по прошествии лет, стал таковым, привлекая туристов своей необычной и несколько криминальной атмосферой.