На полках книжных магазинов и по сей день можно найти 190-страничную в мягкой обложке книгу Юрия ТРИФОНОВА «Дом на набережной. Редкое эксклюзивное издание» 2020 года издания.
«Дом на набережной» считается одним из самых острых и злободневных произведений XX века, исследующих человеческую природу. Как подчеркивают издатели, неподдельный интерес к человеку, стремление показать его в самые драматические события его жизни и поворотные моменты истории ставят повесть Юрия ТРИФОНОВА в ряд лучших произведений мировой литературы.
«В один из нестерпимо жарких августовских дней 1972 года – Москва тем летом задыхалась от зноя и дымной мглы, а Глебову приходилось, как назло, проводить много дней в городе, потому что ждали вселения в кооперативный дом, – Глебов заехал в мебельный магазин в новом районе, у черта на рогах, возле Коптевского рынка, и там случилась странная история. Он встретил приятеля допотопных времен. И забыл, как его зовут. Вообще-то он приехал туда за столом. Сказали, что можно взять стол, пока еще неизвестно где, сие есть тайна, но указали концы – антикварный, с медальонами, как раз к стульям красного дерева, купленным Мариной год назад для новой квартиры. Сказали, что в мебельном возле Коптевского рынка работает некий Ефим, который знает, где стол. Глебов подъехал после обеда, в неистовый солнцепек, поставил машину в тень и направился к магазину. На тротуаре перед входом, где в клочьях мусора и упаковочной бумаги стояли только что сгруженные или ожидающие погрузки шкафы, кушетки, всякая другая полированная дребедень, где с унылым видом слонялись покупатели, шоферы такси и неряшливо одетые мужики, готовые за трояк на все, Глебов спросил, как найти Ефима. Ответили: на заднем дворе. Глебов прошел через магазин, где от духоты и спиртового запаха лака нечем было дышать, и вышел узкою дверью на двор, совершенно пустынный. Какой-то работяга дремал в тенечке у стены, сидя на корточках. Глебов к нему: «Вы не Ефим?»
Примечательно, что в год своего выхода в свет «Дом на набережной» буквально сокрушил читательскую публику и, по мнению Ефима Гофмана, в творчестве и биографии Юрия ТРИФОНОВА эта повесть – особая веха; выход в свет этого произведения стал знаковым событием литературной и общественной жизни:
«Дом на набережной» появился в период, когда Юрий ТРИФОНОВ переживал мощный творческий подъем. Всего четыре месяца прошло с момента публикации повести «Другая жизнь», и вдруг, совсем скоро, в №1 «Дружбы народов» за 1976 год – новая повесть, явившаяся чем-то подобным разорвавшейся бомбе» («Звезда», №4, 2021).