22 симфонии огня и разрушения.
Хаос на пороге. Сборник.
Под редакцией Джона Джозефа АДАМСА и Хью ХАУ.
Серия «Фантастика: классика и современность»
М.: Изд-во АСТ, 2017 год. 480 стр.
Тираж 2500 экз.
Этот сборник – первый из трех. Как пишет один из составителей – Джон Джозеф АДАМС, «пост-апокалиптическая фантастика повествует о сгоревшем мире. Апокалиптическая – о горящем. «Хаос на пороге» – про зажженную спичку». То есть о событиях накануне краха, и неважно, когда этот конец света будет – через несколько секунд, дней или лет: «Ожидалось, что мир прекратит существование в пятницу, ровно в 17.00 по восточному летнему времени. О прогнозах или пророчествах речи не было – дату и время утвердили заранее. План звучал так: в пятницу в 17.00 залп из тысячи мощных лазерных пушек, замаскированных в открытом космосе, превратит планету Земля в облако пара и пепла. В тот же миг сознание каждого живого человека перенесется на планету Икс-Ирцикония, отдаленную на триллион световых лет. На планете Икс человечество возродится в новых телесных оболочках и обретет бессмертие в мире вечного блаженства. По крайней мере, так обещали пришельцы». Это рассказ Дезерины БОСКОВИЧ «Адрес рая – планета Икс». Ну а пока конец света не наступил, необходимо «скорректировать» тех, кто рая не достоин, – всех, кто желает странного. Рассказ неплохой, но Михаил УСПЕНСКИЙ в 2009 году в «Райской машине» написал куда ярче. Аналогично с рассказом Кена ЛЮ «Богов не сковать цепями» – в какой-то мере он пересекается с «Быком в лабиринте», но роман ОЛДИ намного сильнее. Хотя, возможно, рассказы вообще в нынешние времена «выстреливают» пожиже романов – прошли времена Шекли, Брэдбери и прочих мастеров короткого жанра. Тому доказательство и «В кадре – апокалипсис», входящий в цикл с романом «Водяной нож», но, опять же таки, впечатление от него – увы! – послабее. Нет в сборнике ни одного несомненного шедевра: все ровно и качественно. Слишком ровно. Хотя по отдельности – без соседей – в каком-нибудь журнале, как это было в свое время с «Вокруг света» или «Техникой-молодежи», немалая часть из них смотрелось бы куда лучше. Но вместе… Нет перепадов: не зря же к крепкому эспрессо подают стакан холодной воды, чтобы ярче ощущать вкус кофе.