Системные проблемы и необходимость модернизации городского пассажирского транспорта актуальны для пассажирских перевозок многих регионов РФ.
Речь не только о бытовых неудобствах вроде переполненных автобусов и невозможности горожан уехать в час пик, но и о морально и физически устаревших диспетчерских системах, зачастую иностранного производства, что неприемлемо в свете курса государства на технологический суверенитет. Все вкупе бьет по карману перевозчиков и в конечном итоге бюджетам российских городов.
Омская компания «ИТ Мобайл» предлагает комплексный ответ на вызовы отрасли: разработанную с нуля интеллектуальную платформу управления пассажирским транспортом «Контролер». Не имеющая аналогов, как утверждают авторы, современная экосистема позволяет автоматизировать процессы управления и контроля, интегрироваться с современными цифровыми сервисами, улучшить качество обслуживания граждан, сэкономить бюджет и сократить издержки перевозчиков. В 2025 году она была успешно внедрена в Мордовии. Соучредитель ООО «ИТ Мобайл» Петр КОЗЛОВ рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Евгении ВАЙС о результатах внедрения и планах по развитию IT-платформы.
– Петр, когда вы говорите про устаревшее программное обеспечение автомобильной пассажирской отрасли, что вы конкретно имеете в виду?
– Буквально все – от функционала до визуала. Разработанное 15–20 лет назад, оно медленное, сложное, неинформативное. У диспетчеров до сих пор табличная система, в которой приходится открывать три-четыре «окна» для работы, отсутствует обмен данными между программами, многое приходится обрабатывать в ручном режиме, а это не только занимает много времени, но и приводит к ошибкам. «Контролер» же действует в режиме единого окна, позволяет проанализировать все показатели в виде графиков и таблиц за любой период, чтобы отследить динамику. Все инструментальные данные – будь то километраж, расход топлива и другие, вносятся автоматически, без участия человека. Экономика становится абсолютно прозрачной и понятной. Мы уже произвели первое внедрение в Мордовии. Новое руководство муниципального перевозчика городского округа Саранск «Горэлектротранс» искало современные решения, которые помогут эффективно контролировать пассажирские перевозки и управлять ими. Мы продемонстрировали, как работает «Контролер», руководству понравились результаты и с нами был подписан договор на постоянное использование платформы.
– И какие конкретно результаты показал «Контролер»?
– В 6–8 раз снизилось время принятия управленческих решений руководителем предприятия и начальниками подразделений – до 5–8 минут. Автоматизировали работу диспетчерской службы: система контролирует расписание или интервальность и корректирует работу водителей в режиме реального времени. Оптимизировали количество человек, участвующих в контроле. В 2,5 раза сократилось количество человеко-часов для формирования рейсов. В предприятиях появилась техническая возможность перехода на использование электронного путевого листа и дистанционного медосмотра. Качественно повысился уровень контроля перевозок органами исполнительной власти, благодаря актуальной инструментальной информации в одном окне с автоматическими уведомлениями об отклонениях. Причем это лишь часть положительных эффектов, зафиксированных в процессе использования.
– Сколько стоило внедрение экосистемы?
– Нисколько. Все оборудование – планшеты, крепления и другая периферия, а также работы по установке на автомобили, были закуплены и выполнены за счет «ИТ Мобайл», точнее за счет федеральных грантовых средств, которые наша компания получила от Фонда содействия инновациям. Руководство саранского муниципального предприятия очень разумно воспользовались этим шансом. Также предприятию не придется закупать отдельные электронные устройства для использования электронного путевого листа, который планируется сделать обязательным в пассажирских перевозках с 2026 года. Информацию о нем можно будет выводить на установленные нами планшеты.
– Частные перевозчики не сопротивлялись нововведениям?
– В Саранске, как и в Омске, рынок неоднородный: более половины городских маршрутов обслуживают частники. Было не сопротивление, а скорее резонный вопрос: зачем нам это? Но после пилота вопрос был закрыт, так как только автоматизация процессов экономит более 25% бюджета перевозчика на администрирование и содержание парка, не говоря о полном контроле процесса перевозок. Предприниматели в основном работают на нерегулируемых маршрутах, ведь, чтобы сделать их регулируемыми, требуются – без преувеличения – миллиарды рублей. Частники пытаются успеть перевести как можно больше людей, отсюда гонки на дорогах, откровенно опасное соревнование между газелистами за каждого пассажира. При этом мы понимаем, что частники не могут выпадать из общей транспортной схемы, и «Контролер» позволяет координировать работу муниципального и коммерческого транспорта без дополнительных бюджетных затрат на брутто-контракты. Наше ПО упорядочивает хаотичное движение, при помощи искусственного интеллекта в реальном времени анализируя поток, выставляя временные интервалы и давая водителю рекомендации по скорости для равномерного распределения автобусов по маршруту. У нас есть соответствующий патент и совместная статья в научном журнале с профессором СибАДИ по саморегулируемому интервальному движению. Это решение проблемы «скоплений» и «пустых провалов». Кроме экономии миллиардов бюджетных средств город получает повышение комфорта и безопасности пассажиров за счет равномерного распределения автобусов, снижения времени ожидания и исключения «гонок».
– Компания «ИТ Мобайл» за короткое время стала резидентом Фонда «Сколково», получила статус Национальной технологической инициативы и Малой технологической компании.
– Да, вкупе с получением грантов от Фонда содействия инновациям, мы можем с уверенностью сказать, что государство подтвердило ценность и инновационность наших разработок. Плюс их реализация соответствует целям нескольких нацпроектов: «Эффективная транспортная система», «Умный город», «Экономика данных».
– Когда ждать внедрения «Контролера» в Омске?
– В Минтрансе Омской области оценили перспективность нашей разработки, более того, активно поддерживали нас на стадии тестирования и доработки платформы, вместе с другими омскими профильными министерствами оказывали содействие при подаче документов на грантовые конкурсы. До внедрения по ряду причин пока не дошло, но уверен, что это обязательно произойдет.
– Что в ваших ближайших планах?
– Буквально на днях подписали договор с «Мордовавтотранс», который занимается областными перевозками. До августа этого года интегрируем «Контролер» с автоматической системой оплаты проезда и сервисами подсчета пассажиропотока. После чего сможем предоставлять максимально подробные данные о том, что происходит на маршрутах. У перевозчиков и городских властей будет реальная информация по каждой остановке, сколько пассажиров на ней вошло-вышло, сколько человек оплатило проезд, вплоть до того, насколько заполнен ближайший к ней автобус. В глобальных планах, конечно, масштабирование платформы. Несколько регионов уже проявили интерес, ведем переговоры.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 18 июня 2025 года.
Фото © из архива Петра КОЗЛОВА