Премьерный спектакль длится почти четыре часа.
«Тварь я дрожащая или право имею?» – знакомый вопрос звучит в самом начале. Помнится, еще в школе при изучении романа Ф.М. Достоевского никак не удавалось понять, почему, если ты не дрожащая тварь, надо обязательно тюкать старушек топором по голове. Не удается это понять (или с этим согласиться) и сейчас. Вопрос об исключительных правах личности остается открытым.
Свой спектакль режиссер из Иркутска Дмитрий АКИМОВ называет экзистенциальной драмой. Действительно, тут с одной стороны самый низкий быт, с другой – постоянная поверка его философскими измышлениями. Все это диктует определенную минималистическую сценографию (автором ее выступил также АКИМОВ): кирпичная стена с дверями и окошечком, клубящийся за ней свет-туман (художник по свету Александр РЯЗАНЦЕВ), всего несколько предметов мебели.
В отличие от многих своих коллег, постановщик честно заявляет, что спектакль создан «по мотивам» романа. Но, опять же не в пример другим постановкам, событийная линия первоисточника сохраняется почти целиком, лишь приобретает метафорическую окраску.
В прологе спектакля все персонажи собираются на сцене, рассаживаются вдоль той самой стены, обсуждают стоящего в стороне героя («Такой думает, думает, да и черт знает, до чего додумается!»), передают друг другу наполеоновскую треуголку, в конце концов водружая ее на голову Раскольникова. Ну да, конечно: «Я хотел Наполеоном сделаться – оттого и убил». Сравнение себя с Наполеоном – расхожий признак нестабильного психического состояния. То, что Раскольников болен, это очевидно. И многое из происходящего – его кошмары и бред, либо события, преломленные его сознанием.
Роль Раскольникова – первая серьезная работа в театре молодого актера Ивана ПАВЛОВА, и, конечно, она дается ему непросто. Впрочем, помогает, наверное, именно соответствие возраста – ведь герою Достоевского было 23 года. Спектакль задуман так, что все персонажи являются некоей массой, давящей на главного героя, и все же есть образы, выделяющиеся собственной энергетикой: Мармеладов (Евгений СИЗОВ), Порфирий Петрович (Кирилл ФРИЦ). Выделяется и Свидригайлов Александра КАРПОВА, однако выглядит он, мягко говоря, странно. Порочный, но великолепный, герой этот становится сейчас озабоченным фриком.
Соня (Алена ОЗАРОВСКАЯ), конечно же, лучик света. Это подчеркивается даже ее белым платьем на фоне общего монохрома. Другой цветовой акцент – алый флаг на штыке в руках безумной Катерины Ивановны (Ирина КОЛОМИЕЦ). Ее отчаянный протест против опостылевшей нищеты и унижений ассоциируется с полотном Делакруа.
В спектакле три действия и два антракта, он идет около четырех часов. Поклонникам многосерийных криминальных лент он может напомнить их любимые сериалы, поскольку детективная интрига достаточно сильна, а каждое действие – «серия» – заканчивается на самом интересном месте. Как в тех же сериалах, в полицейском участке царит чернуха и веселуха, но в какой-то момент он начинает напоминать гестаповские застенки.
Сюжет постановки содержит цитаты из других произведений Достоевского, в частности «Братья Карамазовы». Оттуда взят спор о боге и бессмертии, хотя в «Преступлении и наказании» без того достаточно религиозных сентенций. Видимо, режиссеру важно заострить внимание на бессмертной душе, которую нельзя отягощать преступлением. Словно камень сбрасывает с нее Родион Раскольников, произнеся в финале: «Это я убил!» И как бабочку отпускает свою душу: пусть летит.
Фото © Омский театр для детей и молодежи