На премьере мнения омских зрителей разделились. Противники остались в значительном меньшинстве, хотя свою позицию выражали куда более агрессивно и менее аргументировано
Премьера спектакля «Хоровод» по пьесе австрийского драматурга Артура ШНИЦЛЕРА прошла 15 октября на сцене Театра «Студия» Любови Ермолаевой». Художественный руководитель Лицейского театра Сергей ТИМОФЕЕВ объяснил это тем, что хотелось дать возможность увидеть спектакль всем желающим, а зал Лицейского театра очень мал. Спектакль заметно «развернул плечи» на новой сцене. Поэтому было решено и дальше играть его здесь, если позволят обстоятельства.
Напомним, что летом премьера спектакля была отложена из-за болезни актера Николая ПУШКАРЕВА, а также – из-за нападок со стороны блюстителей морали и веры. Последним показалось кощунственным выводить на сцену порок. В пьесе ШНИЦЛЕРА мы видим людей, многие из которых незнакомы друг с другом и при этом через одного связаны мимолетными и тайными отношениями. Наслаждение – это надежно, любовь обременительна и непредсказуема, — считают они. Драматург тонко показывает, к какому духовному краху приводят подобные связи.
Казалось бы, такое нравоучение надо только приветствовать. И все же в конце XIX века, когда была написана пьеса, ее посчитали безнравственной и запретили ставить даже в Европе. В мировых афишах «Хоровод» стал появляться только во второй половине ХХ века и сразу обрел большую популярность. Поэтому постановщик омского спектакля, известный австрийский режиссер Петр ШАЛЬША, выразил удивление подобной реакцией омичей.
Надо сказать, что спектакль поставлен с большим тактом, и все, что касается интимных отношений, практически остается за сценой. Нам лишь намекают на это, и то, больше вокальными партиями из известных оперетт. Поучительная же сторона налицо – нельзя не заметить, что герои не обретают счастья после случайных интрижек, а становятся все более опустошенными.
К чести омских зрителей, почти все они прочитали спектакль верно, что стало понятно на его обсуждении (оно состоялось сразу же, как только закрылся занавес). Некоторые удивились, что же такого неприличного тут можно найти, ведь на 18+ могло быть куда горячее. Наверное, это были те, кто еще помнят спектакли Евгения МАРЧЕЛЛИ. Представители церкви все же выразили несогласие с постановкой.
— Завтра мне придется отдыхать, я не смогу служить после этой пьесы, — признался архиерей Константин БЕСПАЛОВ. –Потому что она с первой минуты ввела меня, как священника, борющегося со своими страстями, в страстное влечение. Я закрывал глаза на откровенных сценах. Для меня это откровенные сцены. Да, Петр ШАЛЬША поставил прекрасный спектакль, и прекрасна была игра актеров, но все-таки этот спектакль – большая бомба. Мы вновь приблизились в нем к падению нашего мира. Театр во все времена оставался источником, из которого люди черпали какие-то познания. Нельзя обучать греху со сцены театра.
Присутствовавшие в зале психологи как раз выразили убеждение: чтобы искоренить нравственный недуг, его надо показать и о нем надо поговорить.
— Для меня идеи, содержащиеся в спектакле, достаточно прозрачны и очевидны, - подчеркнула преподаватель кафедры социальной психологии ОмГУ Лариса КРИВОРУЧКО.– Если вы обратитесь к трудам психологов и особенно психоаналитиков, то увидите, что самые ярые поклонники нравственности — как раз самые отъявленные грешники. Поведение персонажей это подтверждает. В чем заключается нравственный смысл спектакля? Посмотри, что это плохо, и не делай так.
Кажется, все грехи, пороки и недостатки в художественных произведениях всегда показывались именно с такой целью. Вряд ли можно воспринимать как положительный пример то, что происходит в «Макбете» или «Ревизоре», в «Милом друге» или «Портрете Дориана Грея». Однако нашлись те, кто упорно кричал, не стесняясь в выражениях, что спектакль «Хоровод» призывает к греху и разврату. Что ж, видимо, эти люди, как незабвенный товарищ Огурцов из «Карнавальной ночи», нуждаются в том, чтобы актеры выходили из образов, объясняли смысл той или иной сцены и говорили: «Это совершенно недопустимо, конечно!» К счастью, основная часть публики оказалась все-таки способна делать выводы самостоятельно.
Спектакль «Хоровод» пока что планируется играть раз в месяц. Следите за афишей.
Фото предоставлены Лицейским театром