В музее «Искусство Омска» открылась ностальгическая выставка-квест.
Экспозиция затаилась в коридорах первого этажа и прокралась в лабиринты второго, точечно вклиниваясь в другую – большую выставку мэтра омской живописи Георгия КИЧИГИНА «Парк памяти». Это соседство, даже взаимопроникновение, стало совершенно логичным, поскольку выставка молодых авторов, художника Михаила РУБАНКОВА и фотографа Артемия МАТЮНИНА, «Целлулоид» тоже посвящена памяти – памяти о таком еще недалеком детстве и немного другом городе.
Целлулоид – материал, из которого делались наши детские игрушки. Именно они стали героями концептуального и атмосферного проекта. Мышонок, утенок, космонавт, телепузик, солдатики и гоночные машинки путешествуют по городу, отмечая его знаковые места: берег Иртыша, недостроенный аэропорт, деревянные полуразрушенные дома в центре, заброшенное кладбище с эпическими надгробиями. Совмещаясь, эти неслучайные локации и игрушечные персонажи, создают щемящее ностальгическую картинку.
Из целлулоида изготавливается и фотопленка – и это еще один смысл. Фотографии на выставке, естественно, черно-белые, лишь отдельные детали, в основном сами персонажи, покрашены в малиновый, желтый, синий цвета.
– Техника частичного колорирования фотографии тоже отсылает нас в прошлое, – говорит Артемий МАТЮНИН. – Подобное было достаточно популярно как в конце девятнадцатого века, так и в начале двадцатого. И даже сейчас фотографы прибегают иногда к этой технике, чтобы подчеркнуть важные, значимые детали.
Авторы совершили с целлулоидными персонажами путешествие по городу, исследуя его как место концентрации смыслов, состояний, времен. Омск на снимках узнаваем и не узнаваем одновременно. Персонажи помещены во вневременной контекст, они – носители прошлого, настоящего и будущего, где «прошлое – объекты, значения, ассоциации; настоящее – окружение, события, аллегории; будущее – цвет, фактура, ирония». По мысли авторов, одно неотделимо от другого.
Идея совместного проекта зрела у Артемия и Михаила давно, и все-таки концепция нынешней выставки возникла спонтанно и дорабатывалась даже по ходу съемок.
– Когда мы приступили к ним в ноябре, то локации уже начали говорить сами за себя, потому что мы выбирали, наверное, какие-то такие места, которые непростые вообще для города и непростые по своей энергетике, – рассказывает Михаил РУБАНКОВ. – И сейчас это не просто картинки, не просто фотографии – нужно рассматривать их в контексте других модулей, и все вместе это образует целую вселенную, которую мы придумали.
Музей пошел на эксперимент и отказался от традиционного расположения экспозиции. По задумке авторов проекта, зрители должны пройти ее как квест, пользуясь навигацией в виде указателей и маркеров. И если на первом этаже всё расположено еще достаточно ровно, то на втором можно заблудиться.
По дороге предлагается познакомиться с «фотомоделями»: они скромно стоят в витрине и многие имеют гораздо более бледный цвет, чем тот, который подарил им художник. Все игрушки приобретены на Хитром рынке.
Путь выставки закольцовывается. Авторы видят в этом философский смысл: где конец, там и начало. А то и впрямь – вечный покой сердце вряд ли обрадует.
Экспозицию можно посетить до февраля 2022 года.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА, Городской музей «Искусство Омска»