Занимающийся современным искусством музей находится в одном из самых старинных зданий города.
Выставкой "Фрагменты истории", открывшейся недавно в фойе первого этажа, Городской музей "Искусство Омска" рассказывает о своем здании, которому в этом году исполнилось 200 лет.
Здание входило в комплекс второй Омской крепости, и является самой ранней из четырех казарм. Вплоть до конца 1990-годов оно продолжало исполнять свою функцию — здесь располагалась воинская часть. Музей обживает это место с 2017 года, и до сих пор на его территории случаются удивительные находки.
Для старшего научного сотрудника музея Александра СИТНИКОВА нынешняя выставка — первый самостоятельный проект, и он подошел к нему со всей ответственностью: посетил военные архивы Омска и Москвы, обратился за помощью в местные музеи, а чтобы информация дрносилась легко, сделал экспозицию интерактивной.
Омская казарма была построена по проекту петербургского архитектора Александра Штауберта. В Российском государственном военно-историческом архиве нашлись копии чертежей.
— Когда мне их выдавали, я увидел в описи, что до меня их брала Наталья Лебедева в 1993 году. Получается, что последний раз этим вопросом интересовались тридцать лет назад, — говорит Александр СИТНИКОВ.
По проектам Штауберта были построены и другие здания, в основном находяшиеся в Санкт-Петербурге, самое популярное — круглая башня Морской тюрьмы в ансамбле Новой Голландии. Чтобы увидеть их, нужно потянуть специальные веревочки, а чтобы узнать название и назначение того или иного архитектурного элемента — повернуть квадрат на стенде. Тут же есть окошечки — за ними, словно в 3D, оживают сцены из прошлой жизни.
Редкие фотографии предоставлены Омским историко-краеведческим музеем. На них запечатлен быт 3-го Сибирского казачьего полка, две сотни которого размещались в казарме с 1901 года. О некоторых военных удалось узнать подробности. Например, о командире пятой сотни Василии Епифановиче Долженко (1871 — 1921).В Омске живет его правнук, историк и писатель Михаил ТРОФИМОВ.
— Существовало мнение, что сибирские казачьи офицеры были людьми малообразованными, но это далеко не так. — рассказал он.— Мой прадед играл на пяти музыкальных инструментах, знал иностранные языки, был библиофилом, участвовал в любительских спектаклях. В нашей семье хранятся его письма с Русско-Японской войны, с Первой мировой, в которых он полностью разрушает привычный образ военного казака.
За время своего существования казарма перестраивалась неоднократно. Когда-то с ее северной стороны находилась кухня, но до наших дней она не сохранилась. Однако есть кирпич, предположительно оставшийся от ее кладки. Его можно потрогать руками — так сказать, прикоснуться к истории.
Под лестницей на первом этаже есть ниша с аркой, напоминающая вход в подземелье. Впрочем, подземелья у здания нет, и кирпичная арка призвана лишь поддерживать лестницу. Зато тут, на стене, обнаружили дореволюционные обои. Они тоже стали выставочным экспонатом.
Выставка действительно словно собрана из фрагментов, которые у каждого зрителя должны сложится в пазл. В музее рассчитывают на ее долгосрочную работу.
Фото Городской музей "Искусство Омска"