Капитан ЩЕРБАКОВ принял новое решение.
Продолжаем знакомить наших читателей с событиями, связанными с экспедицией омских яхтсменов, отправившихся к далеким берегам Антарктиды.
Это рискованное плавание экипаж яхты «Сибирь» посвящает памятному событию – 200-летию с открытия в 1820 году материка Антарктида русскими мореплавателями под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Желающих принять участие в плавание оказалось предостаточно. Капитан ЩЕРБАКОВ отобрал из них 25 человек. Требования были таковы: иметь отличное здоровье и уметь управлять парусным судном. По договору, каждый член экипажа обязан пройти на яхте во время похода свой определенный этап. Места выбывших должны занять новые члены команды. Только 4 члена экипажа: Сергей ЩЕРБАКОВ, Владимир ЗАЗДРАВНЫХ, Александр АЗАРОВ и Сергей ЛЕБЕДИНСКИЙ – должны были оставать несменными на всем протяжении плавания в течении 20 месяцев. Постоянный экипаж на яхте – 6 человек.
Наша справка: 7 июля яхта «Сибирь» стартовала из Омска. По Иртышу яхта дошла до устья и вошла в Обь – это примерно 1880 км. Затем вниз по Оби достигла Салехарда и вышла в Обскую губу. В районе порта Сабетты корпус яхты был поврежден льдами. Пришлось заменить часть обшивки. Через несколько дней яхта достигла острова Диксона в Карском море. Вторая часть плавания была выполнена. В порту Диксона состоялся митинг. Северяне пожелали экипажу счастливого плавания. Мэр поселка выстрелом из ракетницы дал старт третьему этапу. В Санкт-Петербурге произошла уже вторая смена экипажа.
Наша редакция постоянно отслеживала движение яхты на всех этапах. Благо, что современные средства связи позволяют сделать это. Радовались, что поход идет согласно составленному графику. Вдруг капитан ЩЕРБАКОВ неожиданно для всех прерывает плавание. Оставляет яхту в порту Киля в Германии и прилетает в Омск. Вместе с ним прилетели 3 члена команды: матросы Сергей ЛЕБЕДИНСКИЙ, Александр АЗАРОВ и председатель Омского регионального отделения Русского географического общества Игорь ВЯТКИН. Сергей ЩЕРБАКОВ собрал пресс-конференцию в помещении Омского отделения Союза журналистов.
Собравшимся журналистам ЩЕРБАКОВ заявил:
«На сегодня трое членов экипажа не смогут продолжать участие в экспедиции. У Александра АЗАРОВА и Сергея ЛЕБЕДИНСКОГО возникли проблемы со здоровьем: морская болезнь, вскрылись прочее болячки. У Игоря ВЯТКИНА обострилась болезнь. В целом экипаж профессионально подготовленный и соответствовал требованиям плавания по категории «ноль». Однако возникли непредвиденные проблемы со здоровьем у членов команды при прохождении Балтики. Плавание проходило при сильном встречном ветре, к которому экипаж оказался не готов».
Сергей ЛЕБЕДИНСКИЙ рассказал:
«Морская болезнь – штука серьезная. Началась она после выхода в море. Не смог есть, пить. Организм отторгал пищу и воду. Постоянно находился в полубредовом состоянии. Перестал нормально мыслить. В последние сутки до порта в Киле вообще ничего не помню. Стал терять ориентацию».
Александр АЗАРОВ уже имевший опыт плавания в речных и морских условиях, но при более спокойном море, также был подвержен морской болезни. Организм практически отказался принимать пищу. Начался процесс обезвоживания организма. Снизилась работоспособность. Постоянно тянуло ко сну. Потерял несколько килограммов собственного веса. Приводим фотографию АЗАРОВА, сделанную 5 июля накануне старта яхты в Омске, и фотографию, снятую 18 сентября на пресс-конференции. Как видно, Александр изменился до неузнаваемости.
Игорь ВЯТКИН справился с морской болезнью, но подвела боль в спине. Практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В порту его пришлось до медицинского пункта сопровождать. Он нуждается в лечении. Однако будет продолжать работу в Омске по обеспечению запросов команды.
С нами связался по сотовой связи моряк-омич Василий СТАРИКОВ, ныне проживающий в Калининграде. Он сказал, что следит за плаванием яхты «Сибирь». В местных новостях передали, что яхта вошла в Балтийское море и, возможно, зайдет в калининградский порт. Насчет болезни СТАРИКОВ ответил:
«Нет людей, которые не подвержены восприятию качки, вызывающей морскую болезнь. К ней привыкнуть невозможно. Просто у одних организм адаптируется, у других – нет. Весь вопрос в том, сколько суток будет продолжаться шторм и какова его сила. Я работал на больших морских судах. Чтобы раскачать такие суда, требуется мощные волны. Судно врезается носом в гребень волны и частично гасит амплитуду, да еще имеет осадку в несколько метров. Приходилось наблюдать за моряками, которые ведут себя странным образом во время болезни. У них нарушается психика. Человек в таком состоянии даже может выпрыгнуть за борт. Если на больших судах моряки болеют, то о малых и говорить не приходится. Яхта во время шторма просто щепка на поверхности моря. Удивляюсь смелости земляков бросивших вызов стихии».
Сергей ЩЕРБАКОВ выглядит бодрым. Он сказал, что на него тоже подействовала качка. Через несколько часов тошнота прошла, и он почувствовал голод. Этот показатель организма знают все моряки. Значит, адаптация к морской болезни завершилась.
Оказался стойким к морской болезни и Владимир ЗАЗДРАВНЫХ, старший помощник капитана. Пока ЩЕРБАКОВ находится в Омске, ЗАЗДРАВНЫХ остается за капитана на яхте «Сибирь», что пришвартована к пирсу в порту Киля в Германии.
ЩЕРБАКОВ также сообщил, что один из членов команды – Алексей ДЕКЕЛЬБАУМ – уже выехал и будет ждать яхту во французском городе Брест. Вместе с ЩЕРБАКОВЫМ уезжает еще один член команды – омич Евгений ЗАБРОДИН.
От редакции. «Восхищаемся смелыми поступками в борьбе со стихией членов экипажа «Сибирь». Действительно, «в жизни всегда есть место подвигу». Берем во внимание сложившуюся обстановку на яхте расцениваем действия капитана С.Б.ЩЕРБАКОВА как правильные. Он не допустил ситуацию до критической. Заменил часть экипажа и продолжил дальнейшее плавание к берегам Антарктиды.
Напомним, что вначале было запланировано выйти в поход на яхте «Сила Сибири», которая имела 30 метров в длину и 108 тонн водоизмещения. Корпус её изготовлен из металла. Однако яхта при перегоне по морю в Омск потерпела кораблекрушение около побережья Испании. По воле непредсказуемого обстоятельства экипаж оказался в затруднительном положении. К тому времени средства массовой информации разнесли весть о предстоящем плавании. Уже были выделены 10 млн рублей на основании президентского гранта. Таким образом «жребий был брошен». Команда под командованием Сергея Борисовича ЩЕРБАКОВА в срочном порядке стала готовить к плаванию старую яхту «Сибирь», которая имеет всего 12 метров в длину и 8 тонн водоизмещения и деревянный корпус.
© Фото автора