Однако бизнесмены не желают расставаться друг с другом и создали клуб единомышленников.
В декабре в Омском ИТ-парке прошла встреча предпринимателей, посвященная закрытию четвертого сезона программы масштабирования бизнеса ScaleUp.
Наставники
17 молодых и перспективных предпринимателей, отобранных из 198 претендентов, наставляли 25 опытных бизнесменов, среди которых, например, постоянные респонденты «Коммерческих Вестей»: владелец сети салонов сотовой связи «iZюм» Алексей ПЛАТОНОВ, владелец торговой марки «Сибирский провиант» Юрий ЧАЩИН, совладелец сети магазинов «Парфюм-Лидер» Андрей КОРОВИН, совладелец сети «Суши-Маркет» Андрей КОЛМОГОРОВ, председатель совета директоров фабрики «Сладонеж» Игорь ЗНАМЕНСКИХ, президент НП «Омская коллегия оценщиков» Павел КРУЧИНСКИЙ, генеральный директор ООО «Маркетинговое агентство «Делфи» Евгения КЛИМАНОВА, директор центра подержанных автомобилей «Автобан» Иван БЕЛАНОВ, руководитель сети автокомплексов «Реактор», президент Омского областного союза предпринимателей Илья НИКОЛИН и другие.
Омск – один из немногих регионов России, где программа является бесплатной для участников, благодаря поддержке областного Министерства экономики и Центра «Мой бизнес». Первый заместитель министра экономики Омской области Денис КУШНЕР уточнил, что проекту ScaleUp на самом деле не четыре года, а восемь – четыре года ушло на предварительную проработку программы:
– Время показало, что мы не зря так долго трудились над запуском. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» позволил профинансировать программу. Мы видим, что интерес к ScaleUp растет – в этому году заявок на участие было подано почти в 2,5 раза больше, чем в первый сезон.
Чиновник похвалил героев ScaleUp-2022 за то, что они прошли обучение до конца, и пожелал дальнейших успехов и работы на благо региона. Куратор проекта, глава омского отделения «Опоры России» Александр ДЕРЯБИН назвал четвертый поток самым драйвовым из всех. Спикер подчеркнул: отбирались только те, кто всерьез намеревался развить свой бизнес, выйти на новый уровень, а не просто имеющие какие-то сложности с собственным делом или самозанятые без конкретного плана масштабирования.
Суммарный оборот участников ScaleUp-2022 за время действия программы – девять месяцев текущего года – увеличился на 55,75%. На предприятия нанят 61 человек, а два сотрудника сокращены. Направления бизнесов разнообразные: от клининговых услуг и торговли декоративной косметикой до школы скорочтения, кофейни и проката питбайков.
Основой проекта остаются три ключевых блока – обучение (образовательные модули на тему выстраивания стратегии бизнеса, бизнес-процессов, управления персоналом, маркетинга, продаж, инвестиций и управленческого учета), наставничество (встречи с личным наставником, «совет директоров», в котором участвует сразу пять наставников) и обмен опытом (мини-конференции и стратегические сессии, которые на постоянной основе освещали «Коммерческие Вести»). В 2021 году к этому списку добавилась проектная работа, а в 2022-м – групповая работа (еженедельные групповые встречи с экспертами).
Проекты участников
Несколько выпускников программы пожелали поделиться своими успехами по окончании обучения. Первой презентовала достижения Оксана КОТОВА, владелица компании по продаже продукции для сада и сельхозпроизводителей «Вита». Более 3000 га было использовано под опыты с препаратами, которые предпринимательница реализует. С помощью своего наставника, владельца энергосервисной компании «Императив-Сибирь» Олега АНАНЬЕВА, спикер привела в порядок свои финансы, разделила потоки на соответствующие бизнес-направления, ввела KPI и наладила менеджмент. Так как почти весь 2022-й ушел на эксперименты, доходы от них КОТОВА ожидает в последующие годы. По ее словам, благодаря случившейся трансформации в сознании, она поверила в себя и почерпнула немало идей от единомышленников и наставников. Планы у нее амбициозные: увеличить оборот «Виты» до 0,5 млрд рублей в ближайшие три года.
Следующей свои успехи представила супружеская пара Юлия и Захир АЛХАМВИ, владельцы кондитерской «Алхамви», производства восточных сладостей из натуральных ингредиентов по авторским рецептам. Роман сирийца и омички вылился в собственное дело: поначалу они выполняли всевозможные роли на предприятии сами – от непосредственно кондитеров и бухгалтеров до грузчиков и уборщиков. Обороты были небольшие – 300 кг пахлавы в месяц. Стартаперов пугало вечное безденежье – месячная выручка примерно 300 тысяч рублей позволила все-таки нанять еще одного кондитера и продавца, но развитию проекта никак не способствовала.
За время обучения в ScaleUp чета АЛХАМВИ открыла еще две кондитерские, увеличила штат до 11 человек, а оборот – на 112%. В 2023-м предприниматели планируют расширить производство до 3 тонн продукции в день (это потребует 10 млн рублей вложений), и упаковать франшизу бренда.
Еще одна семейная пара – Николай и Татьяна ПУШКАРЕВЫ развивают маслобойню «Масляновка». Участие в программе вдохновило их на открытие второй производственной базы. Они также выразили благодарность своему наставнику и товарищам по проекту.
На качественный рост личностной и профессиональной самооценки обратила внимание и Екатерина МАЛЬКО, владелица семейного акваклуба «Жемчужинка», открывшегося в июле 2021-го. Когда она поступила в ScaleUp, в «Жемчужинке» было три чаши, в которых проводились индивидуальные и групповые занятия, реабилитационные программы для детей с особенностями развития, а коллектив насчитывал 17 человек. Собственник ITB-Company Андрей МОРОЗОВ помог наставляемой наладить управление штатом, внедрив план продаж и систему премирования, оцифровать бизнес и заняться его продвижением.
Девять месяцев действия программы обернулись для МАЛЬКО увеличением прибыли от первого филиала «Жемчужинки» на 25% и открытием в сентябре 2022-го второго акваклуба, который сразу же начал работать в плюс:
– Сейчас у нас тренируется сто человек в неделю. Послезавтра откроем студию массажа – мне хотелось дать возможность мамам отдохнуть, пока они ждут своих детей с занятий. В том же здании, где находится первый филиал, нашлось большое помещение на весь первый этаж напротив бассейна, в котором будут работать четыре массажиста. Под руководством моего наставника Павла КРУЧИНСКОГО я разрабатываю инвестпроект масштабирования сети в Омске и даже за его пределами – веду переговоры о запуске «Жемчужинки» в Ханты-Мансийском автономном округе.
Очередной проект был снова семейным: Дарья и Мария ГАНОШЕНКО занимаются производством и оптово-розничной торговлей премиальных гель-лаков для ногтевого сервиса под торговой маркой Revol. В мае 2022-го оборот их компании составлял 600 тысяч рублей в месяц, в штате было шесть сотрудников, включая самих сестер, 95% реализации продукции, продвигаемой через соцсети, приходилось на опт, а собственная линия розлива выдавала 3000 единиц в месяц. В ноябре же оборот предприятия составил уже 1,78 млн рублей, коллектив вырос до восьми сотрудников, а линия розлива удвоила выдачу до 6000 флаконов в месяц. Девушки ввели должностные инструкции, оптимизировали бизнес-процессы, открыли интернет-магазин, вышли на маркетплейсы, запустили новую линейку продукции, расширили географию продаж, которые начали приходить к балансу: 68% опта, 32% розницы. В ближайшие планах ГАНОШЕНКО – довести обороты до 2,8 млн рублей в месяц уже в текущем декабре. А в следующем году они намерены развить дилерскую сеть, расширить ассортимент, повысить узнаваемость бренда, проводить бьюти-мероприятия и найти новых оптовых партнеров, в том числе за пределами России – заявки на реализацию Revol за границей уже есть.
Бывших не бывает
Александр ДЕРЯБИН подчеркнул, что одна из целей проекта – воспитывать из выпускников менторов для последующих сезонов программы. И это уже начинает получаться: наставниками в ScaleUp-2022 стали в свое время сами прошедшие школу масштабирования директор компании по автоматизации бизнес-процессов «СофтБизнес» Дмитрий ВОЙНОВ, совладелец сети барбершопов Big Bro Николай БАХТИН, собственник компании «Регион заказ», занимающейся оснащением спортивных объектов, Михаил КАРАНТ и совладелец производства по пошиву верхней одежды Bonkombinezon Виктор ЗУЕВ. Они поделились своим опытом жизни после ScaleUp.
ВОЙНОВ открыл второй офис, стал наставником в Росмолодежи, в «Сколково». У БАХТИНА с женой и по совместительству деловым партнером получилось выйти за пределы региона, в их сети уже 20 барбершопов – десять собственных, десять в партнерстве. Также он запустил еще один проект в той же сфере, но другом ценовом сегменте – Metro. ЗУЕВ продолжает развивать Bonkombinezon также со своей супругой: выручка за 21 день работы их швейного производства в 2022 году равняется выручке бизнеса за весь прошлый год. Их коллектив вырос с 6 до 47 человек, а требуется еще около 20. Предприниматель сообщил, что, как и другие спикеры, обзавелся за время обучения в ScaleUp ценными контактами и сумел перемахнуть через ментальные барьеры в собственной голове. КАРАНТ, который занимается бизнесом тоже вместе с женой, похвастал тем, что их компания входит в топ-10 поставщиков спортивного оборудования на маркетплейсе Ozon. В программе он научился строить бизнес-модели, нанимать сотрудников (нынче их количество близится к 50), делегировать обязанности, запускать новые деловые направления и отличать навязанные цели от тех, к которым по-настоящему лежит душа.
Выпускница первого сезона, владелица сети студий красоты «Монро», на днях открывающая очередной филиал Марина ВЛАСОВА, заявила, что состоит практически по всех омских бизнес-объединениях, но именно ScaleUp показался ей наиболее цельным, собравшим максимально близких по духу предпринимателей – она до сих пор дружит с участниками дебютного потока, выступая наставником для новых поколений. Отличное, долгоиграющее коммьюнити отметил и нарастивший в два раза обороты, специализирующийся на ПЭТ-переработке Станислав МАЛИНОВСКИЙ, также выпускник, а ныне наставник ScaleUp.
Сейчас ведется преднабор на пятый, юбилейный сезон программы ScaleUp-2023, где организаторы обещают новых звездных наставников и необычные форматы работы с резидентами. Для выпускников же программы проект на этом не заканчивается – организован специальный клуб, в котором предприниматели продолжат делиться друг с другом опытом и полезными контактами, вынося свои идеи на всеобщее обсуждение.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 21 декабря 2022 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ