Все рубрики
В Омске воскресенье, 28 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,7791    € 98,0270

«На вокзале. Под часами»: Свет грусти и нежности

26 октября 2023 00:06
1
1847

Рецензия на спектакль Пятого театра. 

Все максимально просто: тщательно подобранный свет, меняющиеся кадры на экране. Из реквизита – скамейка, столик. И вот мы слышим звучащий в пространстве голос актрисы (и режиссера постановки) Елены ЗАИГРАЕВОЙ – как он естественен, органичен, искренен! Меняются состояния, одна эмоция сменяется другой. Пластика, жест, слово, интонация сплетены воедино, выразительны, полны смысла. Нет ни одного «пустого» места. Притом, что на наших глазах почти ничего не происходит здесь и сейчас. Героиня вспоминает то, что случилось с ней когда-то.

Моноспектакль – сложный жанр, потому что от одного актёра или актрисы требуется заполнить собой всё пространство сцены. Когда это возможно? Когда в игре и в тексте пьесы есть элемент исповеди, искренней, берущей за сердце. Когда играешь не перед залом, а перед своей совестью и памятью. Когда находишься, словно в состоянии предстояния, – не в мире, не на сцене парка культуры, где по сюжету выступает героиня, а где-то выше, в звездном небе, над всей своей жизнью. Когда в переломный момент между прошлым и будущим, безропотно несешь свой крест. Когда рассказываешь о себе всё, что было, прощаясь с пережитым ради новой жизни.

Жанр пьесы Игоря КОСИЦЫНА и Татьяны ЧЕРТОВОЙ определён как трагифарс-концерт. На мой взгляд, юмора в нём не так много, постановка скорее романтическая, чем юмористическая или трагическая. Главное в спектакле – не сюжет, не бытовые реалии, отсылающие к последним, полузабытым десятилетиям ХХ века, а переживания героини, история её гибели и возрождения. Как говорила Зинаида МИРКИНА, смысл жизни – в преображении. О преображении героини, избалованной счастьем, сломленной горем и спасённой любовью, и рассказывают песни, звучащие между её монологами, а также – видео, появляющееся на заднике сцены, темнота зала, перед которой совершается исповедь.

События, о которых рассказывается в пьесе, действительно могут быть названы трагифарсом, но печаль в глазах героини настоящая, песни – пронзительные, лиричные, не смешные, но и не трагические, потому что в них есть свет, свет души, которая осталась жива, не смотря ни на что. Потрясают великолепная игра Елены ЗАИГРАЕВОЙ и аккомпанемент Сергея ГЛУХИХ, точность режиссерских находок и актерской работы. А также – чувство стиля, склонность к парадоксальным решениям и ходам. Рассказ о жизни, в которой было много нелепого, много страшного, но было и осталось главное – любовь и надежда. Поэтому трагифарс-концерт, который увидит зритель в последнее воскресенье октября на сцене Арт-центра на Любинском, – представление лирическое. Несущее свет – свет грусти и нежности.

Андрей КОЗЫРЕВ, главный редактор литературного журнала «Менестрель».

Фото © Пятый театр. 



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Игорь Олегович 26 октября 2023 в 16:55:
Прекрасная, вдумчивая статья. Благодарю автора и газету!
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.