В Омске показали спектакль по мотивам одноименного фильма.
В рамках проекта «Большие гастроли» на сцене Музыкального театра два вечера шел спектакль народного артиста России Никиты МИХАЛКОВА «12» (16+).

Этот сюжет и эта тема преследуют режиссера всю жизнь, а цифра уже стала для него знаковой. Еще будучи студентом Шукинского училища, МИХАЛКОВ поставил дипломный спектакль «Двенадцать разгневанных мужчин» по пьесе Реджинальда Роуза, но скорее вдохновившись популярным тогда фильмом Сидни Люмета. Речь шла о группе присяжных, которые были готовы единодушно признать подростка виновным в убийстве отца, но сомнение одного из них переломило ситуацию.

Спустя сорок лет, МИХАЛКОВ вновь вернулся к этой истории, сняв в 2007 году уже собственный фильм «12». Американский сюжет был перенесен на российскую почву: режиссер решил поразмышлять над тем, как бы это было у нас. Чеченского юношу, осиротевшего в ходе войны и усыновленного российским офицером, обвиняли в убийстве приемного отца. Присяжные вновь были уверены в его виновности, собирались решить дело за минуту и разойтись по своим делам. Но за обвинительный вердикт проголосовали все, кроме одного…

Несмотря на еще, казалось бы, актуальную тему Чеченской войны, на детективную линию, главным в фильме стал разговор о социальных предрассудках и конфликте ментальных позиций, о совести отдельного человека и несовершенстве большой системы, о равнодушии и сострадании. Монолог каждого героя (а играли их сплошные звезды) был и личной исповедью, и препарированием болезней общества.

И вот – новый режиссерский кульбит: в 2021 году МИХАЛКОВ сделал театральный ремейк своего же фильма, написав для этого пьесу совместно с Олегом и Владимиром ПРЕСНЯКОВЫМИ. Спектакль он поставил на сцене возглавляемого им театра «Мастерская "12"» (бывший Театр-студия киноактера). Казалось бы, для чего? Но об этом позже.

В спектакле играют выпускники актерской мастерской Никиты МИХАЛКОВА в Академии кинематографического искусства последних десяти лет и приглашенные актеры: Николай БУРЛЯЕВ, Владимир ДОЛИНСКИЙ, Сергей СТЕПАНЧЕНКО, а также юный танцор Московского детского ансамбля абхазского танца «Амцабз» Рамиз КЯЛБИЕВ в роли Подсудимого. Сам МИХАЛКОВ все так же играет Присяжного №8, выбранного председателем. Несмотря на такую разношерстную команду, спектакль получается очень слаженным. Актеры не расслабляются даже тогда, когда внимание переключено на других героев; они продолжают существовать в своих образах, некоторые из которых, правда, кажутся слишком яркими внешне.

Наблюдать за происходящим приходится словно в шоу «За стеклом»: актеров и зрителей разделяет полупрозрачный экран, на который периодически выводятся кадры из фильма, связанные с трагическими событиями в Чечне. Все остальное время это та самая «четвертая стена», которая для актеров делает зал буквально невидимым. То, что он не пустой, можно понять лишь по звуковым реакциям, а они иногда отсутствуют. Но порою напряженная тишина дороже аплодисментов.

– В каждом регионе реакция зрителей абсолютно разная, – рассказал на пресс-конференции Никита МИХАЛКОВ. – В Средней полосе России зритель включатся раньше; ближе к северу, в Сибири, на Дальнем Востоке – осторожнее: «Посмотрим, что нам привезли московские штучки. Мы сами с усами». Я это очень хорошо чувствую, и это хорошо. К тому же многие сегодняшним театральным миром приучены к антрепризе. Три-четыре медийных актера, хорошая комедия, два стола, три стула. Люди смеются, развлекаются. А вот когда ты пришел как бы на развлечение, а его нет, вот тут первая реакция: «Ну-ка», потом: «Не понял. Чего? Ой!» И пошло. И то, как постепенно зритель включается, начинает реагировать на реплики, привыкает к персонажам – это уже как жизнь. Наша общая жизнь, которую мы три с половиной часа вместе проживаем.

Заседание жюри присяжных происходит в школьном спортзале, так как в здании суда не оказалось совещательной комнаты. И художник-постановщик Юрий КУПЕР подробно выстраивает впечатляющее пространство в стиле лофт с огромным окном, за которым, кажется, в режиме реального времени проезжают трамваи и машины, проходят люди и день постепенно сменяется ночью. Это ощущение реального времени, наверное, самое ценное в спектакле.

Еще в год постановки спектакля Никита МИХАЛКОВ говорил, что идея возникла у него из-за того, что с момента выхода фильма многие проблемы остались прежними. И сейчас также возникают постоянные параллели с «тогда» и «сегодня». Как говорит один герой спектакля: «У нас за десять лет может измениться всё, а за сто лет не меняется ни-че-го». И один из слоганов постановки «Милосердие выше закона» – тревожное напоминание о том, что в современном обществе зачастую не срабатывает не только закон, но и милосердие.
Фото © Александр БАРАНОВСКИЙ








