В середине октября был обнародован очередной рейтинг школ России — в список 500 лучших попало 5 омских
В середине октябре Московский центр непрерывного математического образования при содействии Министерства образования и науки РФ опубликовали рейтинг 500 лучших школ России. В этом году он формировался по измененной методике, в которой практически не учитывались результаты сданных ЕГЭ. На место школы в рейтинге влияли образовательные результаты в 2014-2015 учебном году, согласно основному государственному экзамену (ОГЭ или ГИА, как это называлось ранее) для выпускников 9 классов и результаты всероссийских олимпиад школьников. Вероятно, таким образом составители рейтинга решили "отсечь" школы с удивительно высокими баллами по единому госэкзамену.
Возглавил перечень санкт-петербургский физико-математический лицей №239. Второе место занял Республиканский лицей для одаренных детей (Саранск), замыкает тройку лидеров московская школа №57, которая в 2014 году занимала пятую строчку.
Из омских школ в рейтинг лучших пятиста попало пять. Это БОУ "Многопрофильный образовательный центр развития одаренности №117", занявший 19 место, а также гимназии №115 и №19 и лицеи №64 и №92. Количество девятиклассников региона, окончивших одну из школ из топ-500 в Омске равняется 2,9%. Для сравнения, в Москве этот критерий составляет 32,7%, в Татарстане — 5,4%, в Челябинской области — 5,3%, в Иркутской — 4,3%, в Новосибирской области — 4,2%, Курганской — 3,8%.
Как пишет "КоммерсантЪ", министр образования и науки Дмитрий ЛИВАНОВ назвал рейтинг"честным, справедливым и прозрачным", а результаты — отражающими"особенности развития нашей школьной системы". По его мнению учет результатов девятиклассников, а не выпускников дал возможность включать в рейтинг школы Крыма и Севастополя, для которых сдача ЕГЭ после 11-го класса не является обязательной.
Однако ряд специалистов придерживается иного мнения — что данная методика далека от совершенства, поскольку учитывает недостаточное количество факторов, чтобы говорить о реальных показателях уровня образования в выбранных школах. В этом уверен зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олег СМОЛИН.
— Меня удивил не столько результат, сколько методология. Вероятно, Министерство образования и науки само усомнилось в том, что ЕГЭ дает абсолютно объективную картину работы в школах. Но и тот рейтинг, который мы сейчас имеем, страдает одним существенным недостатком. Образование — это процесс воспитания и обучения. И даже если вы учитываете результаты олимпиад и государственной итоговой аттестации, вы все равно ни в какой мере не учитываете, как школа формирует личность. Тот рейтинг, который мы имеем, это рейтинг обученности, но не рейтинг образования, — отметил СМОЛИН.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ