Тринадцать рассказов Аркадия АВЕРЧЕНКО сменили девять его пьес.
В минувшие выходные в Омском академическом театре драмы состоялась премьера спектакля «Альбом» по коротким пьесам Аркадия АВЕРЧЕНКО. Автор инсценировки и режиссер – Георгий ЦХВИРАВА.
Главный режиссер театра драмы уже не впервые обращается к творчеству великого комедиографа: более двенадцати лет назад он поставил спектакль «Чертова дюжина». В него входили тринадцать рассказов А.АВЕРЧЕНКО, в новый – девять одноактных пьес. Жанр же остался прежним – семь способов соблазнения. Потребность в новой постановке в театре объясняют тем, что после ухода из репертуара «Чертовой дюжины» зрители постоянно спрашивают о спектакле.
– Это не просто смешные рассказы про мужчин и женщин, про адюльтеры, измены, обман, – говорит Георгий ЦХВИРАВА. – В них есть такой «припек»: там какая-то грустная история про нас про всех, там есть очень печальная нота.
Действительно, современники называли Аркадия АВЕРЧЕНКО не только «королем смеха», но и ранним ЧЕХОВЫМ. Это был прозаик, драматург, журналист, критик, публицист. В своих юмористических и сатирических рассказах он переходил от насмешек над человеческими пороками к их философскому осмыслению, даже с какой-то долей фатализма и мистицизма. Здесь он был уже скорее близок к БУЛГАКОВУ. А после событий 1914–1917 гг. в его творчестве появились и трагические нотки.
Тем более странно, что уже второй раз АВЕРЧЕНКО показывают столь однобоко. Пикантные истории, где все немилосердно утрируется, уже набили оскомину. Грустная нотка, наверное, присутствует даже в них, но расслышать ее удается не всегда. Играющие по нескольку ролей актеры на ходу перепрыгивают из образа в образ, а точнее – из анекдота в анекдот, и разглядеть в их героях живых людей, что-то узнать и понять про них, крайне сложно.
К счастью, на этот раз не все истории посвящены адюльтерам и мелким интрижкам. Например, пьеса «Четверо» и впрямь заставляет задуматься о масках, которые мы носим. Хотя подано это размышление опять под очень экстравагантным и гротесковым «соусом». Точно так же, с какой-то даже чертовщиной и скоморошиной, играется история про то, как может разрушить отношения с любимой женщиной ее «приданое» в виде ужасной дочурки, кухарки, няньки, горничной, сестер и подруг («Хвост женщины»). А в «Обручальном кольце» и вовсе не знаешь, посмеяться ли над суевериями двух кумушек (Анна ХОДЮН, Екатерина ПОТАПОВА) или посочувствовать несчастному мужу одной из них (Владислав ПУЗЫРНИКОВ), вынужденному нырять в холодную воду за утерянным обручальным кольцом.
«Альбом» – это сборник сценических версий, какое-то инфернальное кабаре, где ведущим выступает сам Рок (Николай СУРКОВ). Надо заметить, персонаж весьма харизматичный и наиболее приближающий нас к истинному стилю АВЕРЧЕНКО. Этот же стиль хорошо подхватывает заслуженный артист России Александр ГОНЧАРУК. В начале спектакля он играет коммивояжера, в котором странный незнакомец разглядел кардинала, а в финале – вора, пойманного с поличным, но выкручивающегося из ситуации благодаря тайне изменяющих друг другу супругов. В отличие от многих других, актер не суетится, а сочно и вкусно проживает свои роли, украшая их множеством маленьких ярких фишек и явно наслаждаясь процессом.
Сцена одета «по моде», точнее, не одета никак. Отсутствие декораций – театральный тренд последнего десятилетия (если не больше). В данном случае их успешно заменяют подвижные инсталляции с винтажной мебелью (художник Булат ИБРАГИМОВ). В сочетании с музыкой а ля немой кинематограф и пластическими дивертисментами, сочиненными хореографом Анной ЗАКУСОВОЙ, спектакль претендует на стиль модерн. Допустим. Но когда авторы пытаются убедить нас, что он о любви, хотя его герои похожи на монстров из ужастиков, а их тотальная несовместимость вылезает из всех углов, хочется лишь грустно улыбнуться.
Фото © Омский академический театр драмы