ГУ лесного хозяйства успокаивает, что массовой гибели лесов от непарного шелкопряда не зафиксировано в Омской области ни разу за 70 лет.
В 2022 году вспышка размножения непарного шелкопряда уже зафиксирована на 28 тыс. га лесного фонда Омской области.
10 тыс. га обрабатывают уже сейчас специальным биологическим препаратом Дефилигнум. Этот препарат распыляется с помощью специальной установки, которая создает большое облако, ветром разносящееся по всему лесу, и препарат оседает на листьях. От химических пестицидов биопрепарат выгодно отличает то, что он не наносит вреда природе, в том числе пчелам и другим насекомым, зверям, птицам, деревьям, травам и кустарникам, поскольку действующее вещество в нем – бактерия Bacillus thuringiensis.
— Дефилигнум направленно действует на пищеварительную систему гусениц, не влияя на других обитателей леса и на растения, — уточняет Михаил ЛЕЩИНА, заместитель начальника отдела охраны, защиты, воспроизводства лесов и организации выполнения государственного задания Главного управления лесного хозяйства Омской области.– Гусеница же, съев обработанный листик, погибает, и – соответственно – не становится бабочкой, которая дала бы потомство к следующему году.
Лесной фонд в регионе занимает почти 6 млн га, а непарный шелкопряд постоянно мигрирует. Обрабатывать абсолютно все лиственные леса, которые вызывают у шелкопряда наибольший интерес, дорого и нецелесообразно. Дело в том, что береза и осина после воздействия шелкопряда сохраняют свою жизнеспособность.
Этот факт подтверждают наблюдения, которые ведутся с 1950-х годов. В годы нашествий гусеницы вредителя в течение июня объедают леса, уничтожая всю зелень, до которой добираются. Это прекращается уже к концу июня – началу июля: гусеницы окукливаются в щелях коры или внутри свернутых листьев, которые остались несъеденными. Через 10 – 15 дней появляются бабочки.
— Они уже ничем не питаются, — говорит Михаил ЛЕЩИНА.– Того, что съела гусеница, хватает на все стадии развития насекомого. Однако, если бабочки не погибнут от дождей, они отложат под корой деревьев яйца, которые очень жизнеспособны и не боятся ни сибирской зимы, ни весенней воды.
Что касается берез, то уже к концу июля на них появляются новые листочки – живое свидетельство того, что дерево перетерпело нашествие лесного вредителя. Вспышка непарного шелкопряда повторяется раз в 7 – 8 лет. Иногда из-за устойчивой жаркой погоды это происходит чаще, и с начала наблюдений регион пережил уже около 10 таких неприятных нашествий.
«Массовой гибели лесов от непарного шелкопряда не зафиксировано ни разу» – заявили в Главном управлении лесного хозяйства Омской области.
Фото @ Алина РОМАНЕНКО и Главное управление лесного хозяйства Омской области.