Главная загвоздка – в неграмотной территориальной схеме.
Вчера, 19 июня, в Международном мультимедийном центре «Евразия сегодня» состоялась встреча в формате открытого разговора, посвящённая ходу реализации в омском регионе мусорной реформы.
Карен ЕГОЯН, генеральный директор ООО «Магнит», регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами Омской области, перечислил достижения за четыре года:
– Сегодня охват населения услугой обращения с твёрдыми коммунальными отходами превышает 90%. Ранее около 900 населённых пунктов Омской области не имели до 2019 года возможности ей пользоваться.
Однако большая часть комментариев экспертов оказалась всё-таки негативной. Так, депутат Законодательного Собрания Омской области Константин ТКАЧЁВ полагает, что люди в области просто получили дополнительный налог:
– На селе мусора фактически не бывает: часть сжигается в печах, часть отдаётся скотине, часть вываливается на огороды. Эти 17 временных территорий для утилизации… К сожалению, с местными жителями никто эту схему не обсуждал. Возникают очаги возгорания в Седельниково, в Колосовке, в Знаменке, когда на действующие полигоны, которые существуют с советских времен, повезли отходы из других районов, в том числе из города Омска. Я часто езжу по районам Омской области, вижу, что люди негодуют, у людей полное непонимание, за что им всё это.
Эколог, урбанист, профессор ОмГУПС Сергей КОСТАРЕВ считает, что с 2016 года (законодательного основания реформы) и 2019 года (как точки внедрения на территории Омской области) всё стало хуже:
– Если я не прав, назовите цифры, где стало лучше. Переработка была 3–4%, стала 5–6%, да, но мы всё равно за это платим! Переработка вместе сортировки – невыгодный экономический процесс, то есть мы должны доплачивать за то, что они сортируют. По мне, лучше бы они не сортировали, а захоранивали, это дешевле, через 30–40 лет место было бы пригодно для рекультивации. Понятно, что реформу не отыграешь в ноль, её надо преобразовывать, делать более-менее честные оценки. Я считаю, что всё-таки надо начинать с нормальной территориальной схемы, хотя не знаю, насколько это возможно в рамках министерства во главе с [Ильёй] ЛОБОВЫМ [министром природных ресурсов и экологии Омской области]. Реальная схема даст возможность работать бизнесу на территории Омской области, в том числе и в переработке вторичных отходов. Уверен, что найдётся огромное количество территорий, которые захотят иметь полигон, потому что во всём мире это доходный бизнес. Оксфорд, известный своим университетом, – это свалка для Лондона! Давайте об этом писать тем, кто принимает законы, чтобы придуманное людьми законодательное регулирование не противоречило законам природы. Надо менять всю систему, связанную со сферой обращения с отходами.
Полный текст с выступлением всех участников дискуссии читайте в следующем выпуске «Коммерческих Вестей» от 28 июня.
Фото © стоп-кадры онлайн-трансляции