За годы Первой мировой войны в Омск прибыло предположительно 30 тысяч беженцев из губерний, где проходили военные действия.
В этом году исполнилось 110 лет со времени начала одной из самых крупных трагедий XX века – Первой мировой войны. Она продолжалась с 1914 года по 1918 год в течение 1568 дней. Численность воюющих армий превысила 37 миллионов человек. Общее количество мобилизованных в вооруженные силы – около 70 миллионов человек. Людские потери сторон – около 9,5 миллиона убитых и свыше 20 миллионов раненых. Предпосылки этого конфликта возникли еще в последней четверти XIX века. В начале XX веке образовалось два враждующих блока государств: Тройственный Союз (Германия, Австро-Венгрия и Италия), с одной стороны, и Антанта (Великобритания, Франция и Российская империя) – с другой.
В Центре изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области состоялась презентация нового историко-документального выставочного проекта «Жизнь Омска в годы Первой мировой войны». Проект состоит из шести разделов.
Выставку открыл руководитель Центра изучения истории Гражданской войны Дмитрий Игоревич ПЕТИН. Он сказал:
«Мы рады представить новый проект, в основе которого лежат многолетние исследовательские наработки сотрудников архива, а также наших коллег из научной среды. Эта выставка – свидетельство тому, как академические наработки служат делу исторического просвещения».
На выставке отдельным стендом представлены фотографии известных омских военачальников, политиков, священнослужителей, которые участвовали в общественной жизни омичей в период Первой мировой войны. Например, генерал-губернатор Степного края, наказной атаман Сибирского казачьего войска, командующий войсками Омского военного округа Евгений Оттович Шмидт.
По приказу генерала-губернатора Евгения Шмидта 18 июля 1914 года в Омском военном округе была объявлена мобилизация. Помимо того, что он руководил мобилизацией, ему приходилось контролировать, как осуществлялись прием и размещение беженцев в Омске и других городах и селах Степного края.
24 мая 1915 году на пост главы Степного края был назначен Николай Александрович Сухомлинов, который также продолжил мобилизацию в крае. Он держал на постоянном контроле размещение и питание беженцев, назначил ответственных, которые держали тесные связи с Омской городской думой, с Комитетом по оказанию помощи беженцам. В 1917 году Сухомлинов был арестован в Омске большевиками и отправлен под конвоем в Петроград. Существуют две версии о его смерти. По первой, Николай Сухомлинов расстрелян в Петрограде, а по второй – умер от тифа в Киеве.
Добрую память о себе оставил у омичей городской голова Омска Василий Александрович Морозов. На его плечи легли заботы по организации жизни города в условиях военного времени. Городские власти держали на контроле цены, особенно на продукты питания и товары первой необходимости. Война нанесла удар по сельскому хозяйству.
Архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр (И.Л. Ольшевский) оказывал огромную поддержку беженцам, прибывшим в Омск из губерний, где проходили военные действия. Епархиальное ведомство согласилось содержать беженцев за свой счет в представленных им помещениях Соборо-Успенской и Шкроевско-Параскиевской церковно-приходских школ. Сам Сильвестр предложил занять весь нижний этаж Архиепископского дома, а также комнаты в Покровском мужском монастыре.
Куратор проекта Ирина Владимировна ФЕДОТОВА провела обзорную экскурсию по выставке. Печатаем ее рассказ с сокращениями:
«Накануне Первой мировой войны Омск являлся самым крупным городом Сибири. В нем проживало около 140 тысяч человек. Омск был центром Степного генерал-губернаторства, Акмолинской области, Сибирского казачьего войска, Омского военного округа, крупным железнодорожным узлом».
В первом разделе выставки представлены документы различных уровней российской власти. Это манифесты Николая II в связи со вступлением Российской империи в Первую мировую войну, воззвания генерал-губернаторов, письмо городского головы омским общественницам с просьбой об участии в сборе денег и теплой одежды для армии, а также копии наград Первой мировой войны.
Второй раздел выставки посвящен размещению в Омске групп беженцев и военным госпиталям. Кстати, в начале XX века Омский военный госпиталь был крупнейшим медицинским учреждением Западной Сибири. До 1914 года он был рассчитан на 355 мест, в начале войны– увеличен до 1190 мест (из них 65 офицерских), но и их не хватало. Уже в декабре 1914 года в госпитале находилось на излечении около 1500 человек, а к сентябрю 1915 года – уже 2600 человек. На выставке представлен доклад о передаче Омскому военному госпиталю здания Омского общественного собрания в 1916 году, его план и вид. Там было открыто отделение на 127 мест.
Третий раздел выставки рассказывает о создании и функционировании в Омске двух школ прапорщиков. Уже к осени 1914 года в действующей армии возросла потребность в младших офицерах пехоты. Для устранения этого кадрового дефицита в России на протяжении Первой мировой войны создавались школы подготовки прапорщиков (тогда – младший офицерский чин, аналог современного младшего лейтенанта) по ускоренной программе обучения. В Омске действовали две подобных школы.
Несмотря на трудности, омские школы прапорщиков подготовили десять выпусков в количестве 4000 обер-офицеров, востребованных в различных военных округах страны и проявивших себя не только в годы Первой мировой, но и Гражданской войны. Обе школы расформировали осенью 1917 года. На выставке имеются фотографии выпускников омских школ прапорщиков и их начальников, приказы по школам, личные письма юнкеров.
Четвертый раздел выставки дает представление о подвигах сибиряков в годы Первой мировой войны:
«Никого не оставит равнодушным приказ Сибирскому казачьему войску наказного атамана Н.А. Сухомлинова об увековечивании памяти казаков 9-го Сибирского казачьего полка Никиты Яковлевича Спиглазова и Николая Моисеевича Бедрина, замученных военнослужащими германской армии».
В экспозиции представлены портреты героев Первой мировой войны, связанных в разные годы жизни с Омском.
Дмитрий Михайлович Карбышев воевал в Карпатах в составе 8-й армии генерала А.А. Брусилова на Юго-Западном фронте, участвовал в штурме крепости Перемышль, был участником знаменитого Брусиловского прорыва. За храбрость и отвагу он был награжден орденом Святой Анны 2-й степени.
Александр Александрович Таубе за подготовку операции в Августовских лесах был пожалован орденом Святой Анны 1-й степени. С ноября 1914 года по июль 1915 год он командовал 5-й Сибирской стрелковой дивизией.
Лавр Георгиевич Корнилов принял активное участие в захвате Галича – сильно укрепленного узла обороны противника. За личное мужество и умелое руководство 1-й бригадой 49-й пехотной дивизии в сражениях под Львовом и Галичем Корнилова наградили орденом Святого Владимира 3-й степени с мечами. Взятие хорошо укрепленного городка Зборо стало одной из самых известных его операций. Но больше всего Корнилова прославил побег из австрийского плена в июле 1916 года.
Далее Ирина ФЕДОТОВА продолжила:
«Пятый раздел выставки посвящен пребыванию в Омске военнопленных. Город стал центром размещения военнопленных разных национальностей: немцев, австрийцев, венгров, чехов, румын, турок. В ноябре 1914 года в Омске уже насчитывалось до 8000 военнопленных, а к 1916 году их численность возросла до 14 000 человек. Сначала пленные проживали под охраной в казенном винном складе, на городской скотобойне, в торговом корпусе, а также в пригородных поселках. Позднее для их дислокации оборудовали специальные лагеря. Один из них располагался на территории Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставки, проходившей в Омске в 1911 году».
Создатели выставки коснулись ранее малоизученного аспекта пребывания в Сибири военнопленных Первой мировой войны – их религиозной жизни. Чехи среди других пленных славян особо активно и массово (порядка 250 человек) принимали православие в Омске. Ирина ФЕДОТОВА более подробно рассказала о судьбе военнопленного чеха Франтишека Винклера:
«Одним из них был Франтишек Винклер, нареченный именем Владимир. Он скульптор, выпускник пражской Школы прикладного искусства, попал в плен 30 марта 1915 года. Вскоре Винклер оказался в Омске в числе военнопленных. Прожил в нашем городе более трех лет и оставил после себя богатое культурное наследие. Он украсил монументальными работами здания городского театра (ныне – Омский академический театр драмы), Управления Омской железной дороги (ныне – Омский государственный университет путей сообщения), Дома судебных установлений (ныне – Законодательное собрание Омской области) и др. В Омске Винклер женился на Елене Павловне Мусатовой».
Последняя витрина выставочного проекта посвящена финансовой истории. Здесь представлены облигации государственных займов России, открытых в связи с нуждами войны. А по соседству можно увидеть монеты и банкноты Германии и Австро-Венгрии начала XX века, а также архивные дела об обмене иностранной валюты Омским отделением Государственного банка в годы Первой мировой войны.
О хождении иностранных денег на территории России в годы Первой мировой войны дал пояснение Дмитрий Игоревич ПЕТИН:
«В Омск 11 сентября 1914 года в ответ на запрос местного отделения Государственного банка из Петрограда пришел циркуляр с разъяснениями, как быть с теми денежными знаками, которые находятся на руках у военнопленных и предъявляются ими в платежи или к обмену. Разрешалось принимать валюту Германии и Австро-Венгрии только в виде золотой и серебряной монеты, а также банкнот, но по специальному значительно пониженному курсу».
От автора статьи. Историки и краеведы до сих пор спорят о Первой мировой войне. Единого мнения пока нет. Для одних война «Великая», для других – «Вторая Отечественная», для третьих – «Империалистическая», ставшая причиной гибели Российской империи. Выставка позволит омичам и гостям города понять ту далекую и драматическую эпоху и каждому сделать свой вывод.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ, также снимки взяты в Центре изучения истории Гражданской войны