Как возникла в Омске идея сети небольших магазинов с качественными продуктами непромышленного производства и почему она провалилась.
Газета «Коммерческие вести» и компания «Рэдиум Инвестиции» начали совместный проект "Деньги: игра по правилам и без". Это будут беседы с известными омскими предпринимателями о стратегии и тактике ведения их бизнеса. Первая публикация состоялась сегодня в печатной версии газеты с участием директора ООО «Рэдиум Инвестиции» Виктора ТИТАРЕВА, директора ООО «ТД Шкуренко» Виктора ШКУРЕНКО и главного редактора Марата ИСАНГАЗИНА. Понятно, что далеко не все, из того, что говорилось, вошло в публикацию. Поэтому предлагаем читателям фрагмент, который не был опубликован. Речь идет о проекте «Крестьянский двор», который, как выяснилось, не был проектом, в который инвестировал предприниматель ШКУРЕНКО, а был изначально (и потом) его собственным проектом, но от которого он попытался дистанцироваться. Итак:
ИСАНГАЗИН: А «Крестьянский двор»?
ШКУРЕНКО: Его в этом списке приобретений даже нету. Это был проект, который на 100 процентов финансировался нами. Был такой маркетинговый ход: показать, что это не имеет отношение к крупной торговой компании. Чтобы потребители не ассоциировали «Крестьянский двор» с большими сетями.
ИСАНГАЗИН: «EuroSpar» тоже ассоциируют с вашим с Дмитрием ШАДРИНЫМ бизнесом. Нельзя было разве поставить формально учредителем ООО «СПАР-Омск» какого-нибудь малоизвестного?
ШКУРЕНКО: Это лет 20 назад мы могли ставить кого-то формально. Сейчас это невозможно для нас.
ТИТАРЕВ: Так почему «Крестьянский двор» не стал успешным проектом?
ИСАНГАЗИН: Я не профессионал, но мне с самого начала было видно, что «Крестьянский двор» в Омске с такими ценами не пройдет. ЛАТАРИЯ не так давно закрыл «Самовар» в торговом комплексе «Оскар» (*). Помню, как года три назад мы с женой зашли в «Самовар» на Волгоградской рядом с БауЦентром. Прекрасный магазин. Но я сразу предложил ей поспорить, что он здесь и года не продержится. Так и произошло. Несмотря на уникальность некоторых товаров. Омск – бедный город.
ТИТАРЕВ: Я сейчас преподаю в Высшей бизнес-школе нашего педуниверситета. И вне зависимости от предмета, который я читаю, первым делом студентам показываю картинку, на которой изображена пирамида Маслоу. И спрашиваю: знакомо? Если вы ее хорошо знаете и понимаете, вы можете управлять людьми, устраиваться на работу, заниматься маркетингом, финансами – всем, что угодно. Чем ниже…
ШКУРЕНКО: Накормить людей прежде всего нужно…
ТИТАРЕВ: Вот-вот! Чем ниже средний доход на душу населения, тем ниже расположен по пирамиде Маслоу покупатель, тем его потребности ниже. Первый уровень — SexSleepEatDrinkDream. А уже потом пошло там – безопасность, любовь, высокие мысли, поэзия… В том числе и экологичные продукты. Когда продвигаешься по пирамиде, то уже можешь оценивать, и внешнюю форму магазина и как тебе девушка-продавец улыбается. Ту же самую вещь вот здесь купишь, а здесь не купишь.
ШКУРЕНКО: Пожалуй. Но я привык все проверять сам. Меня мучила идея, что можно создать сеть, где будут продаваться продукты натуральные или произведенные небольшими производителями. И очень во время появился Алексей ГЛАЗАЧЕВ, который уже пробовал это делать. Так и был снова перезапущен «Крестьянский двор».
ИСАНГАЗИН: Сегодня утром фермер дядя Коля привез нам свежее молоко…
ШКУРЕНКО: Мы решил проверить. Вот проверили, и я успокоился.
ИСАНГАЗИН: В Москве увидели?
ШКУРЕНКО: ВкусВилл имеете в виду? Есть и более интересные аналоги. Самый крутой из них – кемеровская сеть «Калина-малина». Она до сих пор существует. Там уже порядка 30 магазинов. Они больше похожи на «Крестьянский двор», чем ВкусВилл. Но там эту сеть создали производители мясных полуфабрикатов. Они своим производством заполнили половину каждого магазина. Такие качественные колбасы. Точнее, их воспринимает население Кемеровской области как качественные. И это у них пошло.
ИСАНГАЗИН: Это и стало толчком?
ШКУРЕНКО: Да. Мы посмотрели, что можно попробовать подобную сеть создать. Но, не получилось. Теперь я уверен, что их основной бизнес — это собственное производство мясных изделий. А все остальное маркетинговая упаковка.
О других проектах Виктора ШКУРЕНКО, об особенностях ведения им бизнеса, о том, насколько лет вперед он рассчитывает стратегию компании, и думает ли он о том, что будет, если случится… читайте в печатной версии газеты «Коммерческие вести»
(*) сам Темури ЛАТАРИЯ утверждает, что не имеет отношения к "Самоварам".