Цифры, мнения и прогнозы.
С начала 2023 года, по данным Омскстата, наибольший рост цен среди продуктов был зафиксирован на куриные яйца. В Омской области их стоимость выросла на 43,4%, или на 31,82 рубля. Также подорожали и куры (кроме окорочков) – на 30,1%, или на 52,90 рубля.
Яйцо – продукт, цена которого несколько раз в год повышается и снижается. Все привыкли, что рост происходит перед Пасхой и Новым годом. Например,
— в феврале 2022 года средняя стоимость яйца в регионе составляла 80,29 рубля,
— в апреле выросла до 84,26 рубля,
— в мае упала до 72,45 рубля.
Похожая ситуация складывалась весной 2023 года:
— в феврале – 75,80 рубля,
— в апреле – 79,90 рубля (Пасха пришлась на 16 апреля),
— в мае – 73,90 рубля.
Однако если предновогодняя цена яйца в 2022 году увеличилась в последний месяц года с 70,28 рубля до 73,32 рубля, то в 2023 году стоимость яйца начала ползти вверх уже в сентябре. Все лето продукт держался на отметке 71 рубль за десяток, в сентябре – 76,90 рубля, в октябре – 88 рублей, в ноябре – 96 рублей, в декабре – 105 рублей.
Данные по динамике цен в областном центре предоставлены изданию департаментом городской экономической политики администрации города Омска. Он проводит еженедельный мониторинг цен по 68 наименованиям товаров, в том числе по 48 продовольственным в 25 торговых объектах города (по пять в каждом округе) – в торговых сетях, гипермаркетах и магазинах «у дома».
В информации департамента городской экономической политики Омска есть сравнительная информация, касающаяся региона в целом:
— По данным мониторинга Министерства промышленности и торговли РФ, в декабре 2023 года на территории Омской области сформировалась минимальная по сравнению с другими регионами Сибирского федерального округа средняя потребительская стоимость куриных яиц – 109,95 рубля, тогда как в Новосибирской области – 124,09 рубля, в Красноярском крае – 130,12 рубля.
Омская область среди российских регионов по ценам на яйцо находится в середине. Ее нет ни в десятке лидеров, которую возглавляют Крым (+68,11%), Пензенская (+60,94%) и Псковская области (58,58%), ни в десятке регионов-счастливчиков с низким ростом цен на яичную продукцию (Камчатский край – 0,77%, Магаданская область – 2,96%). В среднем по России стоимость десятка яиц выросла на 36,5%.
В декабре цена на яйцо росла каждую неделю. По данным Омскстата,
— на 4 декабря цена десятка составляла 103,04 рубля,
— на 11 декабря – 105,19 рубля,
— на 18 декабря – 109,95 рубля.
Такова была средняя цена на продукт. При этом покупатели в магазинах наблюдали ценники и повыше.
«Коммерческие Вести» тоже следили за ситуацией в магазинах. В середине декабря
— в гипермаркете «Магнит Семейный» десяток яиц ДарКур (ПФ «Комсомольская» Алтайский край) С1 продавался за 95,99 рубля, а три десятка собственной марки данной торговой сети «Моя цена» С1, где было указано, что они тоже произведены на Комсомольской птицефабрике, стоили уже 329,99 рубля (109,99 рубля за десяток).
— Цена на яйцо «Павловское» (Алтайский край) СО в том же магазине – 129,99 рубля, на «Кольцовское» С1 (Новосибирская область) – 93,99 рубля.
22 декабря в мегадискаунтере «Победа!» яйца Любинской птицефабрики С1 продавались за 123,99 рубля, той же категории Иртышской – 115,99 рубля (по красному ценнику).
Однако не во всех магазинах был такой широкий выбор производителей и цен. Многие отмечали, что в магазинах «Лента» полки пустовали, и действительно, 21 декабря в магазине на Красноярском тракте обозреватель издания, как и другие покупатели, увидела абсолютно пустые яичные полки.
Сразу после Нового года ситуация не выровнялась. Цены на яйцо не упали вниз, как многие надеялись:3 января
— в ТЦ «Триумф» десяток яиц ПФ «Любинская» С1 стоил 124 рубля.
— В магазине «ОКей» (ул. Энтузиастов) в тот же день яичная витрина оказалась наглухо закрыта.
Не упали цены на яйцо и в соседней Тюмени, там в магазине «Пятерочка» на второй неделе января можно было приобрести яйцо от 110 до 220 рублей за десяток.
15 января в омских магазинах «Магнит» яйцо «Моя цена» (производитель «Боровская ПФ» Тюменская область) продавалось по 143,33 рубля (упаковка три десятка 429,99 рубля), а продукт этого же производителя под его собственным брендом – за 132,90 рубля. Пышминское яйцо «Деревенька» С1 оказалось самым бюджетным – 119,99 рубля.
Называют несколько причин, которые повлияли на подорожание куриного яйца. Одна из них – объективный дефицит данного продукта. Генеральный директор ООО «Торговый дом ШКУРЕНКО» Виктор ШКУРЕНКО считает ее главной:
— Есть сезонные колебания на этот продукт. Мы к ним привыкли. Традиционно цена на яйцо после Нового года падает. Но сейчас яйца просто стало меньше. Это основная проблема повышения цены на данный продукт. Его не хватает. Мы, например, делаем заявку, а нам не все привозят. Местные фабрики подходят к вопросу разумно: если у них упал оборот, то стараются распределить продукт равномерно между всеми участниками. Да, если в Россию привезут беспошлинное турецкое яйцо, это, конечно, охладит ситуацию. Не важно, куда приедет это яйцо, через месяц оно изменит весь российский рынок. Но у нас все равно есть локальный патриотизм – потребитель склонен покупать яйцо Иртышской птицефабрики. Я очень хорошо понимаю производителей: когда яйцо было дешевым, никто ведь не спрашивал, как они своим сотрудникам платят зарплату, почему не инвестируют в развитие. Если бы в этой отрасли было все хорошо, у нас бы построили много птицефабрик. Сегодня нужна объективная стоимость яйца, чтобы она была привлекательна не только для покупателей, но и для инвесторов. Это очень рискованный бизнес.
Напомним, Россельхознадзор разрешил поставлять в Россию яйцо 17 турецких предприятий.
Представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области тоже указывают на небольшое снижение производства яиц – из-за технологической перестройки Иртышской птицефабрики после вспышки птичьего гриппа в 2020 году:
— Единовременно там было посажено 1,5 млн голов птицы. Но с учетом яйценоскости птицы постепенно производится смена поголовья, чтобы выйти на хорошие показатели по яйцу. Сейчас обеспеченность яйцом в регионе составляет 111,7%. Помимо Иртышской птицефабрики сегодня производство яйца идет в Азово и Любино, есть еще несколько небольших производств.
Таким образом, на территории региона в данный момент работают три птицефабрики яичного направления: ЗАО «Иртышское», ООО «Птицефабрика Любинская» и АО «Русь» (торговая марка «АзOVO»). За январь-ноябрь 2023 года, по данным Министерства сельского хозяйства региона, на территории Омской области было произведено 744,5 млн штук яиц, в том числе в сельскохозяйственных организациях – 622 млн.
Яйцо подорожало по всей России. И в рамках страны называют самые разные причины. Председатель Банка России Эльвира НАБИУЛЛИНА считает, что «высокий рост спроса опережает возможности предложения». А Президент России Владимир ПУТИН на встрече с дальневосточными предпринимателями в Хабаровске 11 января отметил, что все дело в увеличении доходов населения и употребления данного продукта:
— По яйцу видите, у нас что произошло. Вовремя просто не сориентировались. Объем-то производства у нас не уменьшился. Потребление увеличилось. В связи с реальными располагаемыми доходами население (немножко, но все-таки доходы у людей выросли) начало больше приобретать яйцо, мясо курицы. И вовремя о том, чтобы открыть импорт, не подумали. Бум! И цены полетели.
Большинство специалистов отрасли сходятся во мнении, что цена снизится через некоторое время после новогодних праздников. Другие считают, что она как раз сейчас пришла в норму и не должна снижаться. К регулированию цены на яйцо государством относятся настороженно.
Как пишет сайт «Тинькофф Журнал», директор центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья ШАГАЙДА считает, что если общая экономическая ситуация не ухудшится, то должна наступить нормализация:
— К прежним значениям цена [на яйцо] вряд ли вернется, так как инфляцию в стране никто не отменял, но после стабилизации производства в октябре может быть рост, что должно выровнять ситуацию. Главное, чтобы не начали вводить ограничения в ценообразовании. Психологически для покупателей это приятно, но только психологически. Во-первых, вряд ли наценки на социально значимый товар высокие. Во-вторых, торговая наценка – а это не прибыль ритейлера, а в значительной мере издержки – будет переложена на другие, но тоже нужные покупателю товары. Введение предельных цен имеет также негативные последствия: ограничат яйцо 3 категории – вырастут цены на другие категории, а третью категорию быстро разберут. Введут нормирование в покупке относительно дешевого яйца – покупатели будут приходить семьями, покупая то, что дают, создадут искусственный дефицит. Если ограничение цены будет не кратковременным, то пострадает сельхозпроизводитель. Все варианты плохи. Так что нужно немного подождать. Конкуренция на всех этапах продовольственной цепочки – самый надежный способ сдерживать цену.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 17 января 2024 года.