Компания OUTFIT7 Limited, владелец интеллектуальных прав на изображения «говорящего Тома и друзей», добралась и до омской несетевой розницы.
В конце августа Арбитражный суд Омской области начал рассматривать еще почти десяток исков к омским предпринимателям от британской компании OUTFIT7 Limited. Предыдущая пачка исков, которая поступила в суд в мае, уже рассмотрена. Первая инстанция встала на сторону правообладателя и взыскала с владельцев торговых точек, где продаются игрушки с изображениями кота Тома, по 10 тысяч рублей «за каждое нарушение исключительного права на товарный знак». По итогу правообладатель из Лондона имеет с попавшихся на контрафакте омских ИП по 10-20 тысяч рублей. Мало, конечно, но и расходы на судебные разбирательства небольшие, арбитражные судьи рассматривают иски по упрощенной процедуре, без вызова сторон.
«Говорящий Том и друзья» (Talking Tom and Friends) – международная игровая медиафраншиза и зонтичный бренд британской компании OUTFIT7 Limited. Говорящий цифровой кот Том стал популярен в 2010 году, когда в интернет-магазинах App Store и Google Play появились мобильные приложения в жанре «Симулятор домашнего питомца». Первой появилась игра «Говорящий Том». На сегодняшний день получили известность шесть персонажей (кот Том, кошка Анджела, рыжий котенок Джинджер, бурый пес Бен, сине-белый пес Хэнк и попугай Пьер).
Заявителю принадлежат исключительные права на шесть товарных знаков по международным регистрациям, правовая охрана которым предоставлена на территории Российской Федерации в том числе в отношении товаров «игрушки детские», «игрушки на батарейках», «электронные устройства», «интерактивные аудиовизуальные карманные игры с жидкокристаллическим дисплеем» и «игрушки говорящие».
Судя по всему, представители правообладателя выборочно обошли омские торговые центры и несетевые магазины игрушек, организовали закупку с видеосъемкой спорного товара, на котором заметили изображения кота и собаки, похожих на героев британской медиафраншизы, и обратились с исками о взыскании компенсации за незаконное использование средств индивидуализации в омский арбитраж. На сегодняшний день из 19 исков, информация о которых имеется на сайте областного арбитражного суда, 10 уже рассмотрены.
По мнению представителей OUTFIT7 Limited, контрафактные изображения персонажей на товарах, приобретенных в ходе контрольных закупок в омских магазинах, являются сходными до степени смешения с зарегистрированными и охраняемыми товарными знаками. И судьи арбитражного суда пришли к выводу, что изображения на товаре, приобретенном истцом, действительно выполнены с подражанием персонажам, зарегистрированным в качестве товарных знаков, и существенных отличий между спорным товаром и лицензионным товаром действительно нет.
Кстати, товарные знаки с изображением говорящего кота Тома и его друзей были включены в российский таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности еще в 2014 году, и таможенники должны были в случае выявления товаров, обладающих признаками нарушения прав интеллектуальной собственности, изымать контрафакт при проведении таможенного контроля. Но либо контрафакт производится внутри России, либо таможенники недостаточно бдят, поскольку иски от OUTFIT7 Limited к торговцам игрушками продолжают рассматриваться с прошлого года десятками в разных регионах.
В большинстве случаев истец требует от 20 до 50 тысяч рублей за нарушение прав на товарные знаки. Как правило, разбирательства заканчиваются мировым соглашением или частичным удовлетворением требований, как и в Омске. Удачным для британской компании стал только судебный процесс против ООО «Рич Фэмили», который завершился в ноябре 2016 года. Новосибирская фирма торговала оптом игрушками «Кот Кузя», которые были признаны контрафактом, и была наказана судом на 4,9 млн рублей.
По информации «Ъ», владельцы многих иностранных брендов сталкиваются с беспрецедентно большим количеством контрафакта в российской детской рознице. Особенно этим грешит несетевая торговля. Британская компания Entertainment One UK, которой принадлежат права на товарный знак «Свинка Пеппа», тоже долго судилась с российскими предпринимателями и подала более 200 исков за незаконную продажу игрушек с изображением персонажа. Эти иски стали результатом «глобальной антипиратской кампании», которую Entertainment One UK запустила летом 2016 года. Средняя сумма претензий к российским ИП – 20–50 тысяч рублей.
А летом-осенью 2015 года, напомним, в Арбитражном суде Омской области рассматривались исковые заявления к омским торговцам мягкими игрушками от британской компании Carte Blanche Greetings Limited, которой принадлежат права на знаменитого во всем мире медвежонка Тэтти Тедди (подробности см. в «КВ» № 38 от 7 октября 2015 года). Правообладатель считал, что реализуемые в Омске (и в других городах России тоже) серые медведи с голубым носом и квадратными заплатками на голове и животе – это наглый контрафакт, за который нужно наказывать рублем. Успех не всегда сопутствовал британскому правообладателю, хотя компенсацию с продавцов контрафакта он требовал не очень большую – от 20 до 40 тысяч рублей.
Впрочем свою интеллектуальную собственность от недобросовестных торговцев защищают не только британцы. В 2012 году российское НП «Эдельвейс», владелец исключительных прав на бренд «Маша и Медведь», направило в российские суды, включая омский арбитраж, порядка 8 тысяч исков, отсудив по итогу порядка 100 млн рублей. Средний размер компенсации за одно нарушение – 10 тысяч рублей.
Ранее в полном виде статья была доступна только в печатной версии газеты "Коммерческие вести" от 6 сентября 2017 года