Все рубрики
В Омске суббота, 20 Июля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 88,0206    € 96,0371

Раскрыта тайна восстания на пароходе «Иртыш» в 1919 году

11 июня 2024 19:12
5
2542

Руководитель восстания, которого все считали погибшим матросом Водопьяновым, оказался тайно покинувшим судно чекистом Вронским. 

В Омском речном училище Омского института водного транспорта сложилась давняя традиция чтить память о подвигах речников в период Гражданской войны в Сибири. Для этого проводятся лекции, беседы, экскурсии в музей, встречи с ветеранами речного флота. В результате у курсантов появляется интерес к истории речного флота. Как правило, подобные мероприятия проходят на классных часах. Нередко по заданным темам лекторами становятся сами курсанты. Помощь курсантам в подготовке лекций и докладов оказывает преподаватель истории Константин Сергеевич ПЕСОЦКИЙ. Так, на последнем классном часе курсанты узнали о тайне восстания на пароходе «Иртыш» в 1919 году. 

В период Гражданской войны (1918–1920) в Западной Сибири речной флот насчитывал 250 пароходов. Часть из них попала в руки к белым, а вторая часть – к красным. Историки увлеклись сухопутными сражениями Гражданской войны, а вот о военных действиях между красными и белыми пароходами речных флотилий пока написано недостаточно. И все же об одном сражении экипажа парохода «Иртыш» вышло несколько статей. Постепенно стала складываться история самого сражения и восстания на пароходе «Иртыш». 

Стало известно, что с весны 1919 года в Омске в затоне (ныне район Зеленого острова) у причалов стояли пароходы под колчаковскими флагами. Также несколько пароходов стояли в устье реки Омь. Но пароход «Иртыш» и его команда до середины лета не были мобилизованы в военную речную флотилию адмирала Колчака.

Из воспоминаний помощника машиниста парохода «Иртыш» С. Ларькина: 

«10–11 июня 1919 года в Омске на пароход «Иртыш», что стоял в затоне Загородной рощи, пришел белый офицер с двумя солдатами. Он сказал капитану Норицыну, что судно со всем экипажем мобилизовано в белую армию. Он также добавил, что на базе пароходов «Иртыш» и «Александр Невский» будет создаваться военная речная флотилия для борьбы с Красной армией. Офицер оставил приказ и ушел». 

После получения приказа пароход стали вооружать. На палубе поставили одно орудие, три бомбомета, четыре станковых пулемета. Так гражданский пароход превратился в военный корабль. Колчаковское командование решило пароход «Иртыш» отправить в район Тобольска, а затем – вверх по рекам Тоболу и Тавде против наступающей Красной Армии. 

На колчаковском пароходе «Иртыш» была создана подпольная большевистская группа, которую возглавлял Александр Михайлович Водопьянов. Целью группы было захватить пароход и присоединиться к частям Красной Армии. Восстание удалось. Пароход был захвачен. Вместо колчаковского флага на мачте был поднят красный флаг. По воспоминаниям участников восстания, флагом стала рубаха красного цвета. 

Вскоре произошел бой между пароходом «Иртыш» и колчаковскими пароходами «Александр Невский» и «Тюмень». Во время боя пароход «Александр Невский» был захвачен, а его экипаж взят в плен. 

Пароход «Тюмень» уклонился от боя и сумел уйти. Во время боя с пароходом «Александр Невский» организатор восстания на пароходе «Иртыш» Александр Михайлович Водопьянов погиб. Так гласила официальная версия гибели Водопьянова. 

Особый интерес у будущих речников вызвала судьба руководителя восстания Александра Михайловича Водопьянова. Курсанты узнали настоящую фамилию Водопьянова. Им оказался Константин Александрович Вронский, младший брат прославленного капитана Иртышского речного пароходства Владимира Александровича Вронского. Длительное время считалось, что Водопьянов, он же Вронский погиб. Выяснилось, что Водопьянов-Вронский был чекистом и выполнял задания ЧК на пароходе «Иртыш. В его задачу входило поднять восстание, захватить пароход, передать судно красным. Водопьянов-Вронский свое задание успешно выполнил. Второй частью задания было незаметно исчезнуть с парохода. Он тоже ее выполнил. Ему удалось покинуть пароход во время боя с колчаковским пароходом «Александр Невский». Члены экипажа парохода посчитали Водопьянова погибшим. В свою очередь, чекисты поддержали эту версию о гибели Водопьянова. Постепенно о восстании на пароходе «Иртыш» стали забывать. 

Также на классном часе курсанты узнали о причинах создания версии о гибели Водопьянова-Вронского. Дело в том, что в конце 1920-х годов большевики приступили к массированному печатанию публикаций о победах Красной Армии и геройствах отдельных личностей в борьбе Советскую власть на фронтах Гражданской войны. Не оставили они без внимания и восстание на пароходе «Иртыш». 

Например, художнику Валентину Павловичу Трофимову (1878–1958) была заказана картина с изображением парохода «Иртыш». Картина была написана в красных тонах, что подчеркивал ее революционность. Это было требование идеологического отдела большевиков. 

Партийному работнику Григорию Виноградову, как участнику восстания на пароходе «Иртыш», было поручено написать книгу о событиях на пароходе «Иртыш». 

Черновик книги «Восстание на пароходе «Иртыш» партийный идеологический отдел передал для редактирования известному уральскому сказочнику Павлу Петровичу Бажову. Цель книги – показать роль иртышских речников в борьбе за Советскую власть в Сибири против колчаковцев. 

В 1932 году вышла книга «Восстание на пароходе «Иртыш». К тому времени Григорий Виноградов уже умер. Книга была одобрена партийным руководством. Лекторы использовали ее для агитационной пропаганды среди школьников и молодежи, в духе боевых революционных традиций большевиков. В книге указывалось, что организатор восстания на пароходе «Иртыш» Александр Водопьянов погиб во время боя с колчаковским пароходом «Александр Невский». Также в книге было указано, что Александр Водопьянов похоронен в селе Ивлево Тюменской области. 

Однако автор Григорий Виноградов в своей книге «Восстание на пароходе «Иртыш» не указал, что у руководителя восстания была настоящая фамилия Вронский, а не Водопьянов. Почему? Ответ прост. Виноградов не знал, что чекист Вронский выполнял секретное задание от ЧК, что он был специально внедрен в экипаж парохода «Иртыш» под фамилией Водопьянова. Он также не мог знать, что легенду как мобилизованному военному моряку Водопьянову составили в ЧК. Так с легкой руки Григория Виноградова, Александр Водопьянов вошел в историю Гражданской войны как погибший герой. 

В 1957 году книга «Восстание на пароходе «Иртыш» была переиздана в Новосибирске. Книга была отредактирована с большими поправками. Например, имя автора книги написали неправильно. Автора книги Григория Виноградова назвали Георгием. Тираж ее составлял 15 тысяч экземпляров. Книга содержала 48 страниц. Она поступила в библиотеки и в розничную торговлю. Цена книги была определена в 36 копеек. После выпуска книги началась вторая легендарная, героическая эпопея восстания на пароходе «Иртыш» под руководством большевика Александра Водопьянова. 

Началось увековечивание памяти Александра Водопьянова. В селе Ивлево Ярковского района Тюменской области в 1959 году ему был поставлен памятник. В Тюмени именем Водопьянова была названа улица. В затоне Омского судоремонтно-судостроительного завода был поставлен памятник в честь восстания на пароходе «Иртыш». В речных училищах проходили мероприятия воспитательного характера. 

В бассейновой газете «Речник Иртыша» за 22 марта 1967 года была опубликована статья под названием «Герои не умирают». В ней говорилось: 

«Команда парохода «Иртыш» переходит на сторону красных. Руководил восстанием матрос Александр Водопьянов. Во время боя с пароходом «Александр Невский» у села Плеханова он погиб. В селе Ивлево на реке Тобол Тюменской области возвышается памятник большевику и бесстрашному борцу за революцию Александру Водопьянову».

Возможно, так бы и остался Александр Водоапьянов среди погибших, но в эту историю вмешался его величество случай. 

Полковник ФСБ в отставке, тюменский историк-краевед, кандидат исторических наук Александр ПЕТРУШИН написал статью о восстании на пароходе «Иртыш». При написании статьи он пользовался архивными документами. Так как ПЕТРУШИН являлся сотрудником ФСБ, он имел допуск к архивным документам, которые были недоступны для других историков. В результате Александр ПЕТРУШИН выяснил: 

«Сиббюро ЦК РКП(б) и Особый отдел ВЧК 3-й Красной Армии внедрили в команду колесного буксирного парохода «Иртыш», под видом мобилизованного военного моряка, Александра Михайловича Водопьянова. В действительности это был выпускник Рыбинского речного училища Константин Александрович Вронский. После подавления в Сибири мятежей и крестьянских восстаний Феликс Дзержинский, возглавлявший тогда одновременно ВЧК-ГПУ и Наркомат путей сообщения, счел более разумным использовать Константина Вронского как профессионального речника для дальнейшей службы в ВЧК-ГПУ». 

После статьи А.А. ПЕТРУШИНА тайна гибели Александра Водопьянова перестала быть тайной. 

Дальнейшее исследование о восстание на пароходе «Иртыш» проводил заместитель директора по учебной и научной работе, кандидат технических наук, доцент Омского института водного транспорта Владимир Вячеславович КАЛЕКИН. Он опубликовал статью «Восстание на пароходе «Иртыш» в №1 журнала «Речной транспорт» за 2021 год. В своей статье Владимир КАЛЕКИН во многих случаях сделал ссылки на исследование А.А. ПЕТРУШИНА. 

Также Владимир КАЛЕКИН указал, что после выполненного задания на пароходе «Иртыш» Константин Александрович Вронский получил новое задание по линии ЧК. Возможно, в этом и есть главная загадка вымышленной смерти Водопьянова. Значит, на тот момент чекистам нужен был погибший Водопьянов, но живой Вронский. Далее Владимир КАЛЕКИН указал, что дальнейшая жизнь Константина Вронского сложилась трагически. Он на пароходе «Катунь» участвовал в знаменитых Карских экспедициях, а также в морских переходах из устья Оби в Енисей. Осенью 1924 года, возвращаясь из Обской губы в Омск, он простудился и заболел. Скончался Константин Александрович Вронский в 1924 году в Омской больнице водников. 

Также Владимир КАЛЕКИН написал, что династия Вронских была потомственными речниками. Младший брат Константина Александровича Вронского, Владимир Александрович Вронский, принял эстафету от своего отца, работавшего на речном флоте. Владимир Вронский проработал на Иртыше 50 навигаций, сорок из них в должности капитана судна. 

Так что курсантам Омского речного училища Омского института водного транспорта есть на кого равняться и поддерживать славные традиции Иртышских речников. 

На классном часе по теме «Тайна восстания на пароходе «Иртыш» активное участие приняли курсанты Алексей БЕЛОЗЕРОВ, Руслан АБЕНОВ, Иван ЗАХАРОВ, Ярослав ИГОШИН, Егор БАЛАШОВ, Артур ДОБРОДЕЕВ и другие.

В дополнение к статье представляем нашим читателям документ, что хранится в музее Омского института водного транспорта и подтверждает гибель Александра Водопьянова. Документ датирован 1964 годом. Этот документ также являлся основанием для подтверждения о гибели Александра Водопьянова. Долгое время на этот документ ссылки делали историки и журналисты:

«По вашей просьбе, высылаю фотографию с могилы Водопьянова А. При этом сообщаем, что комсомольцы и молодежь села Ивлево взяли шефство над памятником с зимы 1957 года. Пионеры очистили памятник от снега, провели в феврале месяце у памятника торжественную линейку с возложением к обелиску венка. После линейки старейшие коммунисты Ганихин, Батракова рассказали детям о трудной жизни до революции, о Гражданской войне и много интересного. Летом комсомольцы и пионеры Ивлевской, средней школы сделали новую оградку, покрасили обелиск. Сделали надпись на обелиске «Память героям павшим за власть Советов!». В этой же могиле похоронены шесть красноармейцев, погибшие во время ликвидации колчаковщины в 1919 году, Фамилии их неизвестны». 

Под документом указана должность, звание и подпись: 

«Тюменский районный военком подполковник П. Бормотов». 

Так что имелись веские доказательства в смерти Водопьянова. 

Также в музее хранится письмо супруги Григория Виноградова, Галины Николаевны Виноградовой. В документе она указала, что ее муж Григорий Виноградов длительное время работал над написанием книги «Восстание на пароходе Иртыш» и что он скоропостижно умер 1928 году. 

В музее среди макетов пароходов есть и макет парохода «Иртыш». Также хранятся фотографии пароходов участвующих в Гражданской войне. 

Справка

Пароход «Иртыш» был построен в 1885 году в Тюмени на верфи торгового дома «М. Плотников и сыновья». Характеристики парохода: длина – 65,5 метра, ширина без кожухов колес – 8,41 метра, осадка – 1,5 метра, мощность машины – 480 лошадиных сил, скорость – около двадцати километров в час. Это был по тем временам мощный пароход. Его район плавания был определен по рекам Тоболу, Иртышу и Оби. Работал на линиях Омск – Тюмень – Салехард. В 1919 году колчаковцы зачислили пароход в свою военную речную флотилию. Они установили на палубе парохода: одно английское орудие, три бомбомета и четыре станковых пулемета. После восстания пароход был зачислен в красную речную флотилию. Большевики переименовали пароход «Иртыш» в «Спартак». После Гражданской войны пароход был приписан к Омскому судоремонтно-судостроительному заводу. В 1935 году по результатам успешного завершения навигационного плана пароходу дали новое название – «Ударник». В 1960 году судно, списали и разобрали на металлолом. Последним капитаном на легендарном пароходе был В.И. Лаптев. 

Что касается парохода «Александр Невский» то у него судьба сложилась трагично. После боя с пароходом «Иртыш» он был захвачен большевиками. Ему дали новое имя «Водопьянов». Вскоре его переименовали в «Карл Маркс». 4 сентября 1919 года на Иртыше в 20 верстах к северу от Увата пароход «Карл Маркс» встретился с двумя пароходами белой флотилии – «Алтай» и «Мария». Завязался бой. В результате пароход красных «Карл Маркс» получил множество пробоин и затонул. 

Фото и фоторепродукции © Алексей ОЗЕРОВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Омич 18 июня 2024 в 11:36:
Интересный материал. После прочтения захотел узнать подробнее о тех событиях и прочитал статью в журнале «Речной транспорт» за 2021 год, на которую ссылается корреспондент — автор материала. Молодец Владимир, четко воссоздал картину «Восстания на пароходе «Иртыш». Понятно, что восстание на пароходе не носило идеологической классовой борьбы, как это представлялось ранее в советский период. Людей призывая к восстанию на пароходе просто использовали, при этом они не знали, что их одурачили. В советское время произошла мифологизация событий, произошедших на пароходе «Иртыш» по причине формирования идеологических установок большевиками. Всегда интересно узнать правду, нет ничего тайного, что не стало бы явным, и нет ничего скрываемого, что не вышло бы наружу и не стало бы известно.
Лихачев 13 июня 2024 в 01:20:
Не согласен с критикующим комментатором. Очень интересный материал. Авторам исследований заслуженное спасибо. Я вот вообще про это восстание не знал.
киви 12 июня 2024 в 20:41:
Очень интересно! А от Судоремонтного ничего не осталось.
Алёк 12 июня 2024 в 01:08:
Ну давайте уже про все уроки во всех учебных заведениях рассказывать! Больше, видать, делать нечего.
Слава чекистам! 11 июня 2024 в 22:02:
Какой прекрасный материал! Спасибо!
Показать все комментарии (5)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.