Мысли о связи власти и архитектуры.
Поводом поговорить об архитектуре стали объявленные президентские выборы в 2024 году. Есть ли надежды на развитие архитектурной составляющей страны, региона? В декабре не было такого ответа, намёка.
Немного истории.
Совсем недавно лучшие умы Высшей школы экономики задумывали расселение огромной страны только в 20 крупнейших городах — агломерациях. Для обслуги завезли мигрантов чужого нам менталитета. Малые города легко сметались с карты. Архитекторы жалели Углич, Суздаль и прочие из списков русского наследия, жгли аргументами о необходимости принятия стратегии развития архитектуры как отрасли. Бюрократия по-прежнему плодилась почкованием, процедуры убивали суть архитектурной деятельности и строительной тоже. Градостроительный кодекс наполнялся статьями про «тяни — толкай». Басенник Крылов и сегодня актуален, возможно, даже более.
Вердикт Барбары.
Если кто забыл, напомню про мнение Барбары Брыльска об Омске, что "страшно выходить из самолета". Было много ожидаемого несогласия местных со зловредной старушкой, мне был повод оглядеться, и сопоставить исторические периоды развития архитектурного Омска. «Пациент скорее жив, чем мёртв!» — выписано из законов.
Вот, рассуждал я про царских чиновников, они подарили нам прекрасный Любинский проспект. Мы по праву гордимся таким наследием, открывая для фото неожиданные ракурсы и виды. Советским чиновникам сорока лет созидания поставим в зачет улицы Маркса, Красный Путь, «Нефтяники» и другое. И ликвидацию частного сектора на обширных территориях. Жаль, не дошли до улицы 24-я Северная, центр прочно «загажен». Застройщики ушли на окраины, растаскивая и так некомпактный город.
В 90-е было заявлено про формирование улицы Жукова, но законы рынка, интересы частных собственников, адептов глубокой старины «угробили» такое начинание. Улица сегодня — это челюсть с редкими и больными зубами. Напрашивается закономерный вывод: ведь за последние 30 лет почти ничего цельного не предложено омичам из уютных кабинетов, кроме бумажных планов и лживых обещаний. Не забываем осквернённый президентский миллиард в 2019-ом. Таков был старт новой команды. Команда же обновляла градостроительные документы под бизнес-интересы на своё десятилетие! Ретировались раньше.
Реалии, какие есть.
В довесок уничтожена основа инфраструктуры строительства: нет в Омске компаний для решения крупных задач, нет проектных организации для обеспечения такого прорыва. Популярное мнение о том, что 1 (Одно) рабочее место, занятое в строительстве создает ещё 10 (Десять) в смежных отраслях не реализовалось. Свободные руки покидают наш город. Даже вездесущие среднеазиатские мигранты обходят стороной наше теперь захолустье.
Как изменить ситуацию? Косметическими мерами не обойтись. Надежды на «великие законы» рыночной экономики не стали надеждами развития городских и сельских поселений. Города без осмысления архитекторами деградируют как пространства для созидания жизни. Наше неприхотливое строительство настроено только на удовлетворение целей бизнеса. Омские архитекторы — либо отстранились, либо — «Чего изволите-с».
И всё по замкнутому кругу: уничтожение архитектуры кратно уменьшают перспективы на выживание других отраслей. Лишённые смыслов архитекторы умирают, вдохновений для новых целей не формируется. Вот вам и глупая теория убитой бабочки без всяких доказательств!
Критикуешь — предлагай.
Срочно необходим пересмотр основного аргумента бюрократии под названием «Градостроительный Кодекс РФ», целыми главами и статьями. Без сокращения циклов для инвестиции в строительство — далее тупик. Невозможно годами составлять проект по требованиям экспертизы множества незначимых разделов. Плюсом правила многочисленных ведомств защиты собственных интересов. Особое рвение наблюдаем от околокультурной братии по охране псевдо — памятников, которое превращает городские пространства в пустошь из развалин и в километры зон отчуждения. Необходимо срочно вырывать жало такого беспредела «охранителей в законе». Проделки гоголевского Чичикова просто детский лепет в сравнении с приёмами современного жанра в исполнении блюстителей от Минкульта в купе с юстицией. Не анекдот, это трагедия больного бюрократией общества.
Понятно местными решениями не обойтись, нужна законодательная инициатива в центральные органы от имени Губернии, лучше от коллектива Губернаторов, думающих о поступательном развитии страны.
«Облпроект»
Наблюдая беспомощность власти в части реализации госпрограмм по ПРАВИЛАМ ЗАКУПОК необходимо восстановить аналог организации под историческим названием «Облпроект». Особенно после практической ликвидации некогда лидера отрасли, института «Омскгражданпроект». Разработка планов развития муниципальных районов области, вопросы благоустройства наших сёл и подшефного города в ЛНР станет заботой областной проектной. Концентрация средств сократит путь от проекта до решения планов Правительства, сформируется «короткое плечо» — от постановки вопросов до их реализации.
В здании, ныне занимаемой Минстроем Омской области, трудились более 600 созидателей: от начинающих свой путь до мэтров, которые щедро делились опытом. «Облпроект» решит острую проблему становления нового поколения проектировщиков: архитекторов, конструкторов, инженеров, других специалистов. А там и до контуров Будущего недалеко — следующий шаг.
Понимая, что революционные методы бюрократии не приемлемы, нужны большие усилия многих для преодоления инерций, и воли для придания импульса движению к целям построения Будущего. Опыт самоорганизации российского общества по ходу СВО на Украине дают надежду на успех.
Архитектор Сакен Хусаинов, 17.12.2023г.
Фото: эскизы автора и основа коллажа prokrys.ru