В библиотеке имени Пушкина состоялся круглый стол, посвященный судьбе последнего русского царя Николая II.
В четверг 20 июля в стенах Омской государственной областной научной библиотеки им. Пушкина в рамках открытого молодежного пространства «Дача Онегина» был организован круглый стол «Царский Венец», посвященный трагической судьбе новомученика российского Страстотерпца Царя Николая II и его семьи. В работе круглого стола приняли участие омские историки, краеведы, работники образования и культуры, представители духовенства, казачества, общественные деятели и прочие неравнодушные граждане. Мероприятие, приуроченное к 99-й годовщине расстрела царской семьи в Екатеринбурге, длилось больше трех часов и закончилось вечером, когда в здании библиотеки из сотрудников остались, пожалуй, только работники технического персонала. Встреча получилась горячей, дискуссионной, хотя изначально вроде ничего не располагало к дебатам. Известный историк-краевед Александр ЛОСУНОВ выступил с докладом «Омское Прииртышье под Скипетром Романовых: Романовы и Омск», рассказав собравшейся публике о том, когда и кто из представителей царской фамилии почтил своим присутствием славный город на слиянии Оми и Иртыша. Заместитель директора «Пушкинки» Алексей СОРОКИН в очередной раз вспомнил историю об остановке в 1918 году неподалеку от станции Любино поезда, на котором большевики везли к месту будущей Голгофы содержащееся под арестом августейшее семейство. А уж музыкально-театральная композиция «Царский Венец» исполненная Академическим хором «ARTIS» была способна растрогать самых несентиментальных, черствых людей, относящихся к судьбе семьи Николая II индифферентно.
Заместитель председателя Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и, как выяснилось в ходе работы заседания, по совместительству старейшина монархического движения в Омской области Игорь КОНОВАЛОВ вспомнил о том, как двадцать пять лет назад был участником крестного хода, по сути, явившегося первой торжественной монархической демонстрацией трудящихся:
«Мы пришли к тогдашнему руководителю города, ныне здравствующему Геннадию ПАВЛОВУ и сообщили о том, что хотим провести шествие монархистов. Он отнесся к нашей затее скептически: «Да вас же побьют!». Мы ответили, что это наши проблемы. Времена были интересные, уже можно было открыто проводить самые разные собрания, и Геннадий Александрович дал добро, уточнив только, что «помощи в организации никакой не просите, но препятствовать не будем». Мы собрали хоругви, иконы, сделали транспаранты с надписями «Боже Царя храни!» и прошлись по улице Тарской, к месту Успенского собора, где тогда была эта «лужа с оленем». Люди на улицах оборачивались».
Доклады краеведческой тематики заинтересовали слушателей. Задавались уточняющие вопросы, но бурной дискуссии, как можно было предугадать, не последовало. Однако, у организаторов были заявлены и «теоретические» доклады, затрагивающие самые острые насущные проблемы современного монархического движения в Российской Федерации. Слово взял активист Дмитрий РОМАНОВ, выступивший с докладом «Духовные аспекты февральской и октябрьской революции 1917 года». Отдельные тезисы данного выступления, запомнившегося, в том числе, длительными паузами докладчика между предложениями, оказались неожиданными даже для некоторых его единомышленников:
«Мы помним, что произошло с Россией, когда Государя в 1905 году вынудили дать всякие эти свободы слова, совести, печати!.. Кто-нибудь задумывался почему «белые» проиграли? Они что за царя, за веру воевали?! Они воевали за демократию. А разве русские люди могут это поддержать?.. Народ тогда совершил акт коллективного предательства. Предали сначала Бога, потом царя, а потом самих себя».
Заключительный запланированный доклад озвучил православный адепт, последней заметной акцией которого стало размещение на омских улицах билбордов с изображением царской семьи и надписью «Прости нас, Государь!» и одновременно модератор круглого стола Игорь КЕЛЬМ. Его выступление, заявленное под названием «Нападки на православную Веру и Святых. Защита исторической правды о Святых Царственных Страстотерпцах» взбудоражило участников обсуждения, которые вроде бы уже подустали на третьем часу работы. Короткую реплику с места позволил себе в прошлом военнослужащий, а ныне широко известный в узких кругах омский литератор Владислав КУЗЬМИН:
«Все это не сказки! В начале 1990-х годов, когда я еще служил, нас курировал нынешний министр обороны ШОЙГУ. Я подписал документ о согласии на проведение медицинско-психологических экспериментов. Меня обкалывали, вводили в это состояние, я находился в нем достаточно долго. В этих сновидениях я много где побывал. Был и за океаном. И точно знаю, что Великая Княжна Анастасия не погибла! Она жива. Живет в Америке. Цесаревич Алексей тоже выжил. Это не легенды!.. В Юрмале в 1995 году проходил съезд наследников российского престола. Их было очень много. Я был в их числе. Спецслужбы готовили меня в качестве наследника престола от рода Ульрихов. После этих психологических экспериментов я длительное время приходил в себя. Я вообще человек сложной судьбы. После всего этого лежал в «психушке», затем в диспансере, долго восстанавливался. Но все что я говорю – это было на самом деле».
В своей яркой и эмоциональной речи, отставной офицер морской авиации не прошел мимо главного локального политического события последней недели:
«Не стоит недооценивать влияние спецслужб. Они кого угодно могут сделать царем или мэром. Вот сейчас вместо ДВОРАКОВСКОГО могут запросто любого человека поставить. Но совершенно неважно кто будет сидеть в этом кресле. Важно насколько этот человек будет дееспособен».
Собственно после этого нетривиального высказывания можно было подводить итоги, поскольку выступление Владислава КУЗЬМИНА блестяще резюмировало и отразило основное содержание и, если можно так выразиться, дух всего действа, свершавшегося в стенах бюджетного учреждения культуры по адресу ул. Красный Путь, 11 теплым летним вечером. Но, как говорят во Франции «Cherchez la femme». Французы конечно преимущественно католики, и потому нам не указ. Однако участники «Царского Венца» не могли не выйти на пресловутый «женский след», который медленно, но верно вел их к кульминации мероприятия – составлению резолюции. А поскольку в последнее время в информационном пространстве России чаще всего говорят о двух женщинах – Матильде КШЕСИНСКОЙ и Наталье ПОКЛОНСКОЙ, то и омские монархисты не упустили возможности поддаться страстям. Страстям «по Матильде».
Организатор круглого стола Игорь КЕЛЬМ, как и подобает православному христианину, негодовал и призывал к решительным действиям: «Этот кощунственный фильм не просто провокация! Это диверсия! Это духовная мина, которая заложена под наше общество. Рассчитана она в первую очередь на молодежь, которую хотят задурить вот такими фильмами. Наш Государь показан в нем каким-то похотливым мерзавцем».
Кстати, Игорь КЕЛЬМ поведал собравшимся, что сам фильм, как и следовало ожидать, он не смотрел, но успел ознакомиться с экспертным заключением четырех докторов наук (научная дисциплина, по которой данным светилам была присвоена ученая степень, уточнена не была), один из которых является академиком (здесь докладчик пояснил, что речь идет о Российской академии образования (РАО). Согласно экспертизе «фильм, без всякого сомнения, является глумлением над святыми». Докладчик также выразил надежду, что «просто так это не пройдет. Я значит (это слово почему-то очень часто повторялось Игорем КЕЛЬМОМ в ходе работы всего круглого стола, и почему-то каждый раз с мягким знаком на конце – Авт.)говорил с Натальей ПОКЛОНСКОЙ. Люди подали ей более двадцати тысяч подписей о запрете данного фильма. Народ не обманешь».
Дмитрий РОМАНОВ был еще более бескомпромиссен: «И посмотрите, что уже происходит. Нам рассказывают про якобы сына Николая и КШЕСИНСКОЙ. Вот до чего доходит дело у тех врагов, которые пытаются облить грязью Государя. Мы знаем, что это делается не просто так. За всей этой спланированной акцией стоят серьезные силы. Это настоящая война по дискредитации русского самодержавия».
Далее пошла риторика, которая была характерна для монархического движения и сто, и двадцать пять лет назад. Характерна и сегодня. Национальный вопрос по-прежнему волнует русских монархистов:
«Фильм «Матильда» — мерзкая поделка этого УЧИТЕЛЯ Алексея Ефимовича (отчество режиссера выступающий произнес восклицательно, с чувством, толком и расстановкой — Авт.). Мы знаем всех тех кто его защищает. Всех этих винокуров, райкиных. Всех кто отрабатывает деньги, которые «те силы» не жалеют на войну с Россией».
В зале тут же начались перешептывания, что «в нынешней ситуации нам могут назначить царя и из Тель-Авива».
Преподаватель Сибирского казачьего колледжа Александр ЛОСУНОВ предпринял попытку осмыслить «феномен «Матильды» в общеисторическом контексте:
«Да, до сих пор много грязи льется на Николая II. Возможно это связано с наследием советского прошлого, и многие люди просто еще не воспринимают Государя как святого. Ведь жизнь последнего императора отделена от нас каким-то столетием. В исторической перспективе это небольшой срок».
Но данный тезис, если и был принят организаторами «Царского Венца», то с явным скрипом, который был слышен на самых последних рядах. Дмитрий РОМАНОВ не был настроен на подобный «ревизионизм» и вернулся к мысли, которая рефреном звучала в его докладе:
«Для каждого православного христианина отношение к этому глумлению однозначно. Тут очевидно: либо мы пропустим, либо дадим отпор этим врагам… Каждый определяет те принципы, которые исповедует. Православный человек не может быть не монархистом. Об этом нам говорят святые. Если власть не дана свыше Богом, то это не власть».
Кто-то из зала спросил: «А сейчас тогда какая власть?» РОМАНОВ не задумываясь парировал: «Власть попущенная Богом».
Заместитель директора библиотеки им. Пушкина Алексей СОРОКИН, который судя по всему, в отсутствии на рабочем месте директора Александра РЕМИЗОВА (причина более чем уважительная – заслуженный летний отпуск) остался на библиотечном хозяйстве «за старшего», смекнув, что градус патриотизма в одном отдельно взятом помещении начинает превышать среднюю норму, предпринял попытку слегка охладить пыл страдающих от попрания «традиционных ценностей» участников круглого стола:
«Давайте не будем накалять ситуацию безапелляционными формулировками вроде «запретить», «не пущать». Думаю, что стоит предоставить людям возможность самим решить. Мы можем лишь попытаться предостеречь их от соблазна».
Правда, эта нерешительная позиция не пришлась собравшимся по душе. Накал страстей удалось сбить Игорю КОНОВАЛОВУ, который выразил мнение, что «монархия – это не то, что можно организовать, выбрать. Монарх должен быть послан свыше. Господь сам решит, когда нужно будет послать нам царя. Монархию еще нужно заслужить». Именно после этого высказывания на лицах присутствующих появилось выражение нескрываемого глубокого удовлетворения.
После бурной дискуссии по поводу «Матильды», ПОКЛОНСКОЙ, сбора подписей и пр., докладчики и слушатели спустились с вершин научного анализа, апробированного докторами неизвестных наук и академиками известных академий и перешли к вопросам более земным, пожалуй, можно так сказать, мирским. В частности, известный омский казак, в последнее время активно сотрудничающий с различными советами и комиссиями при мэрии Омска, Олег ТОМИЛОВ предложил обратиться в администрации области и города с просьбой о помощи в проведении в 2018 году крестного хода (который почему-то усиленно им именовался «крёстным»), посвященного 100-летию со дня гибели Николая II и членов его семьи. Архитектор Сакен ХУСАИНОВ выступил с инициативой установить на Успенском кафедральном соборе мемориальную доску в память о посещении царем (на тот момент еще цесаревичем) Омска в 1891 году. Эти предложения были поддержаны собравшимися единогласно.
Одна из посетивших мероприятие женщин задалась вопросом: «Почему бы нам внутри собора не установить доску? Вот там, рядом с ПОЛЕЖАЕВЫМ» (вероятно, имелась в виду доска, текст которой доносит всем омичам и гостям города информацию о том, что храм был восстановлен по инициативе и при личном участии экс-главы Омской области – Авт.). Эта же участница заседания предложила свой альтернативный рецепт, который как видится должен спасти наш многострадальный народ от всех бед: «Давайте обратимся к батюшкам. Пусть каждый в своем приходе будет нести слово людям, призывать их к покаянию. Нужно просто всем начать молиться».
После этой фразы зал опять оживился, а модератор согласился с подобной постановкой проблемы: «Да. Нужно молиться. Вот перестали молиться люди, отказались от Бога, а потом и до царя очередь дошла».
Оказавшийся среди почетных гостей священник Отец Вячеслав СУХОВЕЦКИЙ внес предельную ясность в этот вопрос, подойдя к решению поставленной задачи, как и подобает современному православному священнослужителю, по-деловому:
«Тут все просто. Над нами нет никакой администрации. Да даже благословение митрополита необязательно. Хотите молебен – приходите, заказывайте. И у людей появится желание молиться».
Когда пошел восьмой час вечера, как смеет предположить грешный автор этих строк, молиться начали уже технички и охранники, работающей по «летнему расписанию», т.е. до 18.00 местного времени, Омской областной библиотеки: им же нужно еще полы помыть, помещения на сигнализацию поставить, а народ никак не желает покидать гостеприимный зал «Дачи Онегина». Впрочем, в кулуарах зазвучали предложения «продолжить общение» вне стен «Пушкинки», поскольку заготовленный организаторами кофе был выпит, конфеты и печенье съедены, а питаться даже самым верующим омичам тоже нужно. И отнюдь не только духовной пищею. В итоговую резолюцию, которую собравшиеся окрестили метафорично «Двадцать шесть пунктов КОНОВАЛОВА», все же вошел тезис с требованием запретить прокат на территории Омской области фильма Алексея УЧИТЕЛЯ «Матильда», выход которого на большой экран планируется осенью нынешнего года. Долго ломая голову над тем, как все-таки сформулировать волеизъявление монархически ориентированных омичей «запретить» или «не рекомендовать», заседатели сошлись на компромиссном варианте: «еще подумать, когда будет набираться чистовой вариант».
Разошлись все участники круглого стола в приятно приподнятом расположении духа. Ну как тут не вспомнить крылатое выражение о том, что «все хорошо, что хорошо кончается» или иначе говоря «конец – делу венец». Только венец еще и царский. Разумеется, в городе Омске.
Александр ПОЖАРОВ