В театре пытаются формировать репертуар лабораторным путем
15 и 16 апреля в Омском театре для детей и молодежи в рамках Лаборатории молодой режиссуры и современной драматургии "Внеклассные чтения" проходят показы эскизных постановок современных пьес.
Лабораторное движение, инициированное известным театральным критиком, членом экспертного совета Национальной театральной премии "Золотая маска" Олегом ЛОЕВСКИМ, существует в России уже более 15 лет. Этот формат позволяет театрам найти новый драматургический материал и привлечь к работе молодых перспективных режиссеров. В омском ТЮЗе подобных проектов не было с 1992 года.
"Задача Лаборатории в том, чтобы театр ощутил себя экспериментальным организмом, который реагирует на все вокруг. Такой вот театр быстрого реагирования, — рассказал на пресс-конференции, посвященной открытию Лаборатории Олег ЛОЕВСКИЙ. — Мы делаем попытку взбодриться, понять, как взаимодействуют актеры с новыми режиссерами, с новыми текстами".
"Как только театр перестает быть полем эксперимента, он перестает существовать, — поддержал его художественный руководитель омскогоТЮЗа Владимир ЗОЛОТАРЬ. – Материал, который мы представляем, очень разный и очень важный сегодня для театра. Он охватывает широкий круг потенциальных зрителей".
Пьесы выбирал театр, это принципиально – подчеркнул Владимир ЗОЛОТАРЬ. Из пятидесяти предложенных произведений в работу пошли четыре: два отечественных авторов и два зарубежных – волшебная сказка с недетским смыслом, пьеса о геноциде, эпопея борьбы одного американского школьника с Шекспиром и панк-история о выдуманной секте собирателей пуль. Последняя не рекомендуется лицам младше 18 лет, так как в ней присутствует ненормативная лексика. Неудивительно, ведь написал пьесу Юрий КЛАВДИЕВ, соавтор Валерии ГАЙ-ГЕРМАНИКИ в нашумевшем сериале "Школа".
Главными судьями Лаборатории станут зрители. Им предлагается голосовать по трем категориям, озвученным худруком ТЮЗа:"оставить в репертуаре, доработать или забыть, как страшный сон". Зрительское голосование определит пьесу, которая войдет в репертуар следующего сезона театра. Кураторы проекта уверены: с подростками можно говорить, как со взрослыми, на любую тему, главное – подобрать грамотный театральный язык.
Самым сложным, признаются молодые постановщики из Москвы и Санкт-Петербурга, было "экспресс-общение" с актерами незнакомого театра. На создание каждой постановки отводилось четыре дня, и эти дни стали стрессовыми как для режиссеров, так и для артистов.
Журналистам режиссеры рассказали, что они попытались найти в предложенных им пьесах. Выпускница Театрального института им. Щукина, режиссер-постановщик РАМТа Наталья ШУМИЛКИНА углядела в сказке Ярославы ПУЛИНОВИЧ "Птица Феникс возвращается домой" множество возможностей, которые дает шутливо-игривая форма произведения, а еще – недетскую историю любви.
В пьесе Гэри ШМИДТА "Битвы по средам" выпускник СПбГАТИ Олег МОЛИТВИН узнал собственные подростковые проблемы. Последние политические события перекликаются с историей, рассказанной Ингмаром ВИЛКВИСТОМ ("Ночь Гельвера") – считает актер, режиссер, выпускник РАТИ Константин СТРЕЛЬНИКОВ. Брутальную и слегка мистическую историю "Собиратель пуль" даже с некоторой опаской попытался донести до зрителей выпускник СПбГАТИ Андрей КОРИОНОВ.
В рамках Лаборатории пройдут обсуждения эскизных постановок под руководством известных театральных критиков, а также мастер-класс режиссера-легенды Вячеслава КОКОРИНА. Отношения режиссера с омским ТЮЗом будут продолжаться, намекнул Владимир ЗОЛОТАРЬ, а Лаборатория молодой режиссуры и современной драматургии, стартовавшая нынче, будет проводиться ежегодно.
Фото: Алексей ОЗЕРОВ