Однако далеко не все вспомнят имя.
В Музее имени М.А. Врубеля открылась необычная выставка – «Марк Антокольский» (0+), состоящая всего из четырех экспонатов. Впрочем, и наличием их в своих фондах музей гордится.
Марк Матвеевич Антокольский – выдающийся российский скульптор XIX века. Сегодня имя его не у каждого на слуху, но абсолютно все знают хотя бы одну его работу – памятник Петру I в Архангельске, изображенный на 500-рублевой купюре. Интересно, что погрудное изображение этого памятника было и на 500-рублевом кредитном билете 1898–1912 гг. Таким образом, изображение скульптуры попадало на российские денежные знаки дважды.
Три работы Марка Антокольского оказались в Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля стараниями его основателя Федора Васильевича МЕЛЕХИНА. Причем, авторство было установлено только у одной из них – скульптуры «Нестор-летописец», которая не покидает постоянной экспозиции и хорошо известна омичам.
То, что в фондах, помимо «Нестора», хранятся еще два произведения Антокольского – бюст Лидии Самуиловны Поляковой и барельеф «Безвозвратная потеря» – стало известно совсем недавно. Выяснилось, что бюст, как и многие другие работы скульптора, был исполнен в двух материалах. Мраморный находится в Вильнюсе, бронзовый – в Омске. «Безвозвратная потеря» – посмертный портрет Льва Антокольского, сына скульптора, и здесь он сумел выразить глубокое личное переживание. Все это в результате настойчивого поиска удалось выяснить старшему научному сотруднику Музея имени М.А. Врубеля, хранителю фонда скульптуры Евгению ГРУЗДОВУ. Он является и куратором выставки.
– Марк Антокольский – это первый русский скульптор, который получил всемирную славу, – говорит Евгений ГРУЗДОВ. – Все другие наши замечательные скульпторы того времени были все-таки вторичны по отношению к европейской традиции. А Антокольский – это тот человек, который из России смог сказать свое слово европейскому миру. Он происходил из бедной семьи, и в академии обучался в качестве вольнослушателя, но сумел взять судьбу в свои руки. В 1870 году Антокольский создает знаменитую скульптуру «Иван Грозный». На него обращает внимание императорская семья, его признают большим мастером, и он становится академиком.
Два года назад музею предложили еще одну работу Марка Антокольского – уменьшенную бронзовую статую «Христос перед судом народа». Предложение поступило от самарского коллекционера Валерия ЛОТИНА. Не считая трех полноразмерных оригинальных статуй из гипса, бронзы и мрамора (они хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее и Кенсингтонском музее в Лондоне), подобных авторских репродукций известно немного. Разумеется, музей постарался приобрести этот шедевр мирового значения, заплатив около четырех с половиной миллионов рублей из средств, предназначенных для комплектования фонда. И сейчас эта работа украшает выставку, которая продлится до середины марта.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА