Натюрмортами Петра КРАВЦОВА так и хочется «подшиберить».
Персональная выставка Петра Александровича КРАВЦОВА называется «Жизнь натюрморта». Название может показаться парадоксальным, но лишь на первый взгляд. Да, в переводе с французского naturemorte – «мертвая натура», но у КРАВЦОВА эта натура живет в окружающем пространстве вместе с людьми, присутствие которых обозначено так или иначе.
Например, в натюрморте «Под шелест волн» на переднем плане расположены рыба, креветки, мидии – все это на фоне моря, в котором купаются, плавают на лодках люди. То же самое в работе «Масленица»: главенствующее место там занимает стол с самоваром и горкой аппетитных блинов, а на заднем плане веселят публику ряженые.
Часто натюрморты КРАВЦОВА наполнены юмором, остроумно подмеченными деталями. Таковы натюрморты «Дембельский», «Лейтенантский», «3 звездочки». Или работа «Где раки зимуют»: рядом с прорубью лежит, удивляя зрителей, необычный улов.
Раки – это одно из ярких воспоминаний детства, проведенного на Дону, в Ростовской области. Поэтому они часто встречаются в картинах Петра Александровича. «Как казак на лихом коне он ворвался в искусство», — говорят друзья. И казачьи словечки присутствуют сегодня в названиях работ: «Подшиберить» (перекусить), «Цибарка» (большое ведро), «Баштан» (бахча).
А еще из детства – мечта о море, о пиратских кладах, которые манили со страниц книг Стивенсона и Жюль Верна (работа «Пиастры»).
Вообще в отрезках между выставками КРАВЦОВ успевает создать что-то настолько новое, что не всегда в этом новом и узнается. Вот и сейчас художник показал не только привычную живопись, но и несколько графических листов.
— Петр Александрович с годами становится более раскованным, более свободным, — поделился наблюдением друг и коллега Евгений ДОРОХОВ. — Я это могу сказать как сосед по мастерской. Он все время в движении: что-то делает, печатает, рисует.
Особое место в натюрмортах занимает изображение еды. Она даже становится у художника не пищей, а чем-то духовно объединяющим, но при этом пишется настолько натурально, что просится быть съеденной. Директор музея Владимир БЕЛОВ недаром назвал выставку «вкусной». А еще заметил, что достаточно большие по размеру работы удалось развесить за полчаса.
— Петр КРАВЦОВ, как правило, не замыкается только на предметах, их форме, компоновке, изучении цветовых, тональных отношений, хотя у него много постановочных натюрмортов, — говорит искусствовед Людмила ОЛЕЩЕНКО. — В большинстве его работ предметы становятся частью жизненного пространства, в котором обитает художник или окружающие его люди. Кажется, что натюрморты Петра КРАВЦОВА разрушают само его определение: они живут, наполнены светом, воздухом, выражают преходящие жизненные ситуации, неразлучны с человеческим бытием.
Выставка «Жизнь натюрморта» продлится до 3 мая.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ