На Омском НПЗ будут производить собственный авиабензин, благодаря чему малая авиация для развития внутренних сообщений сможет отказаться от импортного топлива.
Первым делом самолеты
Импортозамещение приносит Омскому региону дивиденды в разных отраслях. Есть куда расти омской индустрии даже в сфере нефтепереработки, где сибиряки уже, кажется, привыкли к передовым позициям. Так, Омский нефтеперерабатывающий завод займется производством неэтилированного авиационного бензина, который сейчас в Россию поставляется из-за рубежа. Планируется наладить это производство во втором квартале текущего года.
Как рассказал журналистам генеральный директор «Газпромнефть – ОНПЗ» Олег Белявский, в импортном авиабензине содержится запрещенный в России тетраэтилсвинец. На НПЗ планируют найти ему замену, разработав новую топливную композицию.
Белявский отметил, что «Газпром нефть» станет первой компанией в России, производящей авиационный бензин. Пока предполагается выпускать 40 тыс. тонн в год.
Греки распробовали наши катализаторы
Авиабензины – не единственное уникальное производство на предприятии. Омский НПЗ производит катализаторы крекинга с 1965 года. Катализаторы – химические вещества, ускоряющие химические реакции в нефтепереработке. Благодаря им осуществляется глубокая переработка нефтепродуктов для производства дизельного топлива, высокооктановых бензинов. В 1982 году, к примеру, здесь освоили выпуск микросферических катализаторов крекинга. Проектная мощность катализаторного производства – 4,5 тыс. тонн в год. Однако на этом заводчане не собираются останавливаться.
Три года назад на основе совместных разработок с Институтом проблем переработки углеводородов Сибирского отделения РАН на заводе начали производство серии бицеолитных микросферических катализаторов крекинга. Сейчас они используются на установках крекинга не только на омском, но и на московском НПЗ «Газпром нефти».
Качество такого катализатора крекинга было подтверждено в ходе полномасштабных испытаний независимым исследовательским центром CPERI в Салониках (Греция). Омский катализатор по ряду параметров превосходит лучшие зарубежные образцы.
Как стало известно, сейчас одна из российских нефтяных компаний заинтересовалась омскими катализаторами и готова приобрести пробную партию в объеме 300 тонн. Впрочем на заводе пока эту тему подробно не комментируют.
Планируется освоить и новое производство катализаторов. В составе будущего комплекса намерены построить установку по регенерации/реактивации катализаторов для восстановления каталитических свойств отработанных катализаторов гидроочистки. Будет создан исследовательский центр с блоком пилотных установок для испытания катализаторов.
По результатам разработки предпроектных обоснований инвестиций будут уточнены мощности установок и необходимые капитальные вложения в проектирование и строительство комплекса. Ожидается, что проект будет реализован в 2016 – 2020 годах.
– Строительство нового производства – важнейший проект импортозамещения, в реализации которого мы планируем применить передовые научные отечественные разработки. Дело в том, что в рамках программы технического перевооружения российской нефтепереработки строятся новые установки каталитического крекинга FCC, гидроочистки и гидрокрекинга. Мы сможем обеспечить их высокоэффективными и конкурентными по качеству и стоимости катализаторами, – пояснил Олег БЕЛЯВСКИЙ.
Чистой «дизельки» стало вдвое больше
За пять лет объем нефтепереработки на предприятии увеличился на 12%. Завершен первый этап масштабной программы модернизации предприятия. Так, заводчане повышают качество нефтепродуктов. В частности, введен в эксплуатацию ряд современных производственных объектов, крупнейшие из которых – установка изомеризации легких бензиновых фракций «Изомалк-2», комплекс гидроочистки дизельных топлив и бензинов каталитического крекинга. Все это позволило ОНПЗ перейти на выпуск моторных топлив высших экологических классов. В 2014 году весь объем дизельного топлива, произведенного на ОНПЗ, уже соответствовал стандарту Евро-5.
В программу по повышению качества нефтепродуктов на Омском НПЗ компания «Газпром нефть» инвестировала 35,8 млрд рублей. Это одна из самых масштабных программ, реализованная в отрасли во всей России за последние годы.
В результате к 2020 году глубина переработки нефти – один из основных показателей эффективности нефтезавода – должна достичь 95,6%. Это будет уровень мировых лидеров в нефтепереработке. По этому показателю и сейчас ОНПЗ на уровне европейцев: по итогам 2014 года глубина переработки нефти составила 93,02%. Для России это лучший показатель в отрасли.
«Самый технологически совершенный завод»
— Мы создаем самый технологически совершенный завод в России, который достойно конкурирует с лучшими европейскими нефтезаводами, – говорит Олег БЕЛЯВСКИЙ.
И это не просто слова. В 2014 году объем выпуска высокооктановых бензинов увеличился на 2,5% – до 4,4 млн тонн. Наибольший прирост – 30% – зафиксирован в выпуске бензина «Премиум Евро-95», объем производства которого составил по итогам прошлого года 1,3 млн тонн.
«Газпромнефть – ОНПЗ» в 2014 году сохранила первенство по объемам нефтепереработки в России, переработав 21,3 млн тонн нефтяного сырья – на 5,2% больше, чем в 2013 году. Таким образом, в прошлом году завод достиг практически максимального уровня по объемам нефтепереработки: установленная мощность завода составляет 21,4 млн тонн.
В прошлом году предприятие произвело 3,5 млн тонн судовых топлив, что на 34% превышает показатели 2013 года. Выпуск авиакеросина увеличился на 12,6% – до 1,7 млн тонн.
Шесть видов продукции Омского НПЗ стали лауреатами и дипломантами конкурса «100 лучших товаров России» в номинации «Продукция производственно-технического назначения». Бензин Супер Евро-98 и дизельное топливо ЕВРО для холодного климата получили золотые дипломы, также дипломантами конкурса стали бензин Регуляр-92, нефтяной дорожный битум БНД 90/130, сжиженные углеводородные газы марки ПА и нефтяной прокаленный кокс марки КЭП-2. С такой продукцией кризис не страшен.