«Наваждение» – это не только о любви.
На прошлой неделе в Доме актера состоялась премьера пластической драмы (или, если точнее, драматического спектакля с элементами пластики) «Наваждение». Авторы экспериментальной постановки – творческий дуэт «the. MANKA» (Дарья БАЛАШОВА и Мария КОТ). Девушки сами написали сценарий и осуществили его сценическое воплощение. Конечно, из всех составляющих им больше знакома хореография. Мария окончила факультет культуры и искусств ОмГУ, курс Ольги ГОРОБЧУК (руководитель известного в городе коллектива «нОга»). Дарья – выпускница Финансового университета, но всю жизнь занимается танцами. Женскую роль в спектакле также исполнила хореограф Елена ЖУЧКОВА. А мужскую роль – актер «Пятого театра» Дмитрий ИСАЕНКО.
В спектакле всего два персонажа – Он и Она. С первого взгляда может показаться, что постановка о любви, сильной, эмоциональной, в чем-то роковой. На это настраивает трек «Кромешна» московской инди-группы Oqjav. Но оказывается, что спектакль еще о том, что́ встало между молодыми людьми – психическое заболевание героя, обессивно-компульсивное расстройство (ОКР). Его преследуют навязчивые состояния, а все действия превращаются в набор ритуалов. И если его заставляют отказаться от них, наступает депрессия или, напротив, агрессия.
Любовь казалась спасением: герою – от своей болезни, которая была тайной для окружающих, героине – от неудачных предыдущих отношений. Но стала для него лишь еще одной психологической зависимостью, а ее поставила на опасную грань.
«Если бы можно было описать наш спектакль тезисно, это была бы фраза: «Самый темный час – перед рассветом», – говорят создатели.
В процессе репетиций исполнителям ролей пришлось осваивать новые для себя навыки. И нельзя не заметить, что Дмитрий ИСАЕНКО лучше справился с пластическими задачами, чем Елена ЖУЧКОВА – с драматическими.
Вообще спектакль получился несколько невнятным, наивным, распадающимся на элементы. Часть текста как будто взята из медицинской карты. А «открытый финал» – это просто драматургический обрыв, вызывающий недоумение.
Впрочем, миссия Дома актера – давать возможность молодым творцам развиваться, ставить рискованные эксперименты, делать то, что до сих пор не удавалось в своих театрах. И с этой задачей он справляется.
Фото © Максим КАРМАЕВ