Знаменитую картину Константина Маковского отреставрировали к его юбилею.
К 185-летию со дня рождения Константина Егоровича Маковского (1839–1915) в постоянную экспозицию Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля вернулось эффектное полотно, созданное в зрелый период творчества мастера. За свою жизнь выдающийся русский живописец был и передвижником, и академистом, а в 1880-х годах приобрел известность как автор портретов и исторических картин. В обществе в ту пору был повышенный интерес к русской истории, поэтому Маковский стал одним из самых модных и высокооплачиваемых российских художников своего времени.
Картина «Боярыня у окна» написана им в 1885 году. Моделью, как и во многих других работах, выступила жена Маковского Юлия Павловна. Наверное, поэтому у боярыни эпохи Ивана Грозного (судя по костюму) достаточно «современное» лицо. В омский музей картина поступила в 1927 году и с тех пор ни разу полностью не реставрировалась, были лишь мелкие работы по укреплению красочного слоя. Сейчас, помимо этого, устранены порывы, старые заплаты, заменен авторский подрамник, на котором картина находилась 139 лет и можно представить, насколько он обветшал.
Реставрационно-исследовательские мероприятия начались год назад. Они были проведены заведующей отделом реставрации живописи и темперы, художником-реставратором высшей категории Натальей Григорьевной МИНЬКО, которая, кстати, в ноябре нынешнего года тоже будет отмечать юбилей – 50 лет работы в Музее имени М.А. Врубеля. Наталье Григорьевне удалось не только вернуть в экспозицию одну из жемчужин музейной коллекции, но и узнать больше о творческом методе Константина Маковского, а также обнаружить под слоем лака его автограф.
– Мы делали исследования в ультрафиолете, делали макросъемку, и то, что казалось раньше тонировкой, оказалось снятым верхним красочным слоем, под которым обнаружился зеленоватый, фисташковый подмалевок, – рассказала Наталья МИНЬКО. – Вот так мы неожиданно наткнулись на кухню художника. Он делает подложку зеленоватого цвета, накладывает розовый, и получается такой оптический эффект, который позволяет передать мельчайшие переходы цвета и тени. И еще, видимо, потому что художник не был ограничен сроками, он дописывал какие-то участки уже по засохшему красочному слою. Эти более поздние прописки создают целый монолит краски и своего рода проблему, потому что новый мазок не сцепляется со старым и получается отслоение. Потребовалось много усилий, кропотливого труда, монотонной, по сути, работы. И, конечно, мы будем и дальше наблюдать за произведением.
В ходе реставрации применялись не только новейшие технологии, но и новые, современные материалы. Например, там, где раньше использовался осетровый клей, сейчас применили более эластичные сополимеры. Реставрационные работы были осуществлены при поддержке НПО «Мир» и лично генерального директора Александра Николаевича БЕЛЯЕВА, которому на презентации возвращенного шедевра было вручено благодарственное письмо от Министерства культуры Омской области. Сотрудничество НПО «Мир» и Музея имени М.А. Врубеля длится уже более десяти лет.
– «Боярыня у окна» – это знаковое полотно для нашей коллекции, – отметила директор музея Фарида БУРЕЕВА. – Долгое время оно находилось у нас в постоянной экспозиции, было любимо посетителями. Автор этого произведения – очень известный русский художник академического направления конца XIX столетия. И, безусловно, когда такая вещь проходит реставрацию, когда она возвращается в постоянную экспозицию, для нас это очень важно. Тем более, что это начало большого пути. Я надеюсь, что в следующем году мы сможем организовать крупный межмузейный выставочный проект, связанный с Константином Маковским, который порадует омичей.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА