Здесь открылась выставка «В сбруе легкой и красивой…» из собрания Государственного Эрмитажа.
На минувшей неделе в Омске прошли очередные Дни Эрмитажа. Традиционно в программу были включены реставрационные мастер-классы для музейных специалистов, лекции, экскурсии и образовательные программы для посетителей, а также – большая выставка, которая останется с омичами надолго. Дни Эрмитажа в Омске проходят в шестой раз, крупные выставочные проекты – в третий.
Выставка «В сбруе легкой и красивой…» еще не показывалась в самом Эрмитаже, ее сформировали специально для нашего города. В экспозицию вошли более 150 предметов из Отдела западноевропейского прикладного искусства, Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа и Конюшенного музея. Выставка представляет парадный выезд XVIII – начала XX веков, а также другие сферы государственной и частной жизни, которые еще чуть больше века назад невозможно было представить без лошадей: охоту, военную и курьерскую службу, спортивные развлечения.
В экспозиции можно увидеть живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, но более всего привлекают внимание конская упряжь и костюмы всадников.
Например, целиком представлен зимний костюм лейб-кучера (личного кучера императора), подбитый волчьим мехом и украшенный песцовым воротником. Подобный костюм изображен и на картине Петра ГРУЗИНСКОГО «Дворцовый курьер» (1859). Лишь внимательный взгляд найдет здесь отличия: лейб-кучеру полагалось носить треуголку «вперед», а дворцовому курьеру – «поперек».
В других витринах находятся дамское седло и костюм-амазонка для верховой езды. Первая вещь принадлежала великой княгине Ольге Александровне, вторая – принцессе Алисе Гессенской, будущей императрице Александре Федоровне. Манеру ношения подобной одежды демонстрирует «Портрет неизвестной в амазонке» (1850-е годы) художника Николая СВЕРЧКОВА, расположенный рядом.
Ну, а «одежда» самих лошадей эффектно красуется на манекенах, изготовленных для выставки на специальном предприятии в Пензе. Карусельный комплект выполнен костюмером императорских театров МАТЬЕ.
– При слове «карусель» большинство людей представляет маленьких деревянных лошадок, движущихся по кругу. Между тем рыцарская или конная карусель – это спортивно-театрализованное мероприятие, берущее свое начало из рыцарских турниров, – поясняет куратор выставки научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа Людмила ШАТИЛОВА. – Участникам нужно было продемонстрировать умение управлять конем и проявить свою силу и ловкость в определенных упражнениях. При Екатерине Великой использовались еще конкурсы на колесницах. Причем участвовали и дамы, графиня ШЕРЕМЕТЕВА даже получила приз. А здесь у нас демонстрируется лошадиный комплект, сшитый для Царскосельской карусели 1842 года. Он выполнен из ткани, которая носит очень забавное название – драдедам, то есть «драп для дам», обшит золотым галуном и кистями, как писалось в документах того времени, «в пристойных местах».
«Сбруя легкая и красивая» – так можно сказать о коронационной сбруе из парадного восьмерика (1832). Над ней трудилась целая команда мастеров Придворного экипажного заведения, куда входили и огранщики камней, и вышивальщики, и басонщики (изготовители кистей), и бронзовщики. Руководил всеми обер-мастер Джон БАННИСТЕР – представитель династии мастеров-литейщиков и купцов британского происхождения.
Еще один эрмитажный шедевр – вальтрап (меховое покрывало для седла) из шкуры леопарда. Он принадлежал полковнику конных егерей Наполеона Бонапарта Евгению БОГАРНЕ. В Россию вальтрап привез его сын Максимилиан Лейхтенбергский, женившийся на дочери Николая I Марии Николаевне.
И наконец, персонаж так называемого Печального кортежа, то есть церемонии царских похорон, – «Радостная лошадь». В отличие от своих собратьев, покрытых черными попонами, она сияет расшитым золотыми нитями ярким бархатом. «Радостная лошадь» символизировала переход души к лучшей жизни и те великие добрые дела, которые государь совершил на благо Отечества.
– Я поздравляю всех с изумительной выставкой, это в основном выставка Конюшенного музея, который является частью Эрмитажа. Там прекрасные царские выезды, охотничьи выезды, всё то, что находится вокруг образа коня, который является важной фигурой в мифологии и в самосознании людей на протяжении многих веков, – сказал в видеообращении, показанном на открытии выставки, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил ПИОТРОВСКИЙ.
Выставка продолжит работу до 28 августа 2022 года.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ