Все рубрики
В Омске воскресенье, 22 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

Ван Гог доехал до Сибири. А также – Ренуар, Моне, Дега…

6 сентября 2023 16:31
2
3681

В Омске открылась новая выставка из собрания Государственного Эрмитажа. 

В Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля на минувшей неделе прошли восьмые «Дни Эрмитажа в Омске», а в Центре «Эрмитаж – Сибирь» открылась пятая выставка из собрания петербургского музея. На этот раз это выставка французской живописи и скульптуры XIX века «Консерваторы и бунтари». 

В экспозиции – 50 произведений живописи и около 30 скульптур из бронзы, мрамора и терракоты. Выставка знакомит зрителей с одной из самых интересных и представительных коллекций французского искусства в мире, а также прослеживает эволюцию направлений и стилей, от академической манеры до импрессионизма. 

– Выставка действительно является событием, она включает в себя звездные имена французского искусства XIX века, – ометил заведующий отделом западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа Михаил ДЕДИНКИН. – Но это не набор имен из Википедии, это живая история. Нам было очень важно показать динамику искусства, живой процесс. Все представленные здесь мастера шли сложным творческим и жизненным путем, создавая новые направления в искусстве, возможность нового индивидуального, свободного творчества. Это оказалось чрезвычайно важным для всей нашей современной истории. Если пройти по Музею имени М.А. Врубеля, вы увидите замечательных сезанистов, вы увидите работы художников, которые вдохновлялись Ван Гогом. И те вещи, которые вдохновляли их, мы привезли в оригинале. У нас получился такой парижский Музей Орсе в миниатюре. 

Отправной точкой экспозиции можно считать «Портрет Леонтин де Ривьер» кисти Элизабет Виже-Лебрен. Художница родилась в середине XVIII века, и данная работа – своеобразный мост традиций между столетиями. Элизабет Виже-Лебрен во время правления Наполеона была изгнана из Франции, долго работала в России, и в костюме изображенной ею девушки есть отзвуки русского стиля. 

Если работу Виже-Лебрен можно считать абсолютно классической, то дальше уже идут примеры романтизма. Собственно, романтизм даже нельзя назвать стилем – это особое мировоззрение, мировосприятие, построенное на эмоциях. Здесь впервые появляется тема борьбы, и красноречивый пример тому – скульптура Антуана-Луи Бари «Лев со змеей». 

Романтизм приводит европейцев к мечтам об экзотике, и одним из новых направлений в изобразительном искусстве становится ориентализм. Художники-ориенталисты ездили на Восток, делали зарисовки и часто пользовались ими всю оставшуюся жизнь. Поэтому в их композициях запечатлены не конкретные места, а собирательный образ, фантазия на восточную тему. Ориентализм представлен на выставке живописными работами Александра Габриеля Декана, Проспера Марильи, скульптурой Анри Жане. 

Второй зал целиком посвящен импрессионистам и постимпрессионистам, от имен здесь захватывает дух: Клод Моне, Огюст Ренуар, Гюстав Курбе, Эдгар Дега, Поль Гоген, Винсент Ван Гог… Кстати, в Омск приехала лишь одна работа Ван Гога – «Пейзаж с домом и пахарем». Именно она всегда является путешествующей в Эрмитаже. Это объясняется ее компактным размером и тем, что автор немного отступлил здесь от своей привычки писать сгустками краски, которые едва держатся на холсте. Созданные таким образом работы, конечно же, не могут перемещаться на дальние расстояния. 

Интересная история связана с созданием и последующими реставрациями картин Огюста Ренуара «Мужчина на лестнице» и «Женщина на лестнице».

– Ренуар сам себя называл художником фигур, – рассказала один из кураторов выставки сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа Наталья ДЕМИНА. – При этом он всегда говорил, что мечтает писать большие декоративные панно. Такая возможность у него появилась, когда мадам Шарпантье, державшая один из ведущих салонов Парижа, сделала его своим «придворным живописцем». Ренуар создал несколько портретов Маргариты Шарпантье, он украшал программки к ее званым вечерам и обедам, а потом получил от нее заказ на создание лестничных композиций. Долгое время считалось, что Ренуар изобразил на них чету Шарпантье. Сохранились их фотографии, и отдаленное сходство есть. Но потом, по воспоминаниям современников, было установлено, что для мужского образа позировал брат Огюста Ренуара Жюль, а женскую фигуру художник писал с девушки, которую встретил на Пляс Пигаль. Это площадь с очень плохой репутацией, и он говорил, что на сеансе позирования боялся, что модель его обчистит. 

В Эрмитаж композиции поступили под темным лаком, поэтому не сразу удалось разглядеть, что каждая из них наполовину уже не авторская. Когда понадобилась реставрация, в холстах обнаружили приставки, частично даже «съевшие» подпись Ренуара. Предположили, что после смерти супругов Шарпантье их коллекция спешно распродавалась, и холсты неудачно срезали (есть неровный след ножа), а когда поняли, что натворили, надставили их. Реставраторам Эрмитажа пришлось еще раз поработать над картинами. 

Во время «Дней Эрмитажа в Омске» для зрителей были проведены лекции и экскурсии от кураторов выставки. Но тем, кто не попал на них, огорчаться не стоит. Через месяц состоится еще один лекторий, который будут читать сотрудники Государственного Эрмитажа, а также специалисты Омского музея имени М.А. Врубеля. Вообще образовательная программа будет сопровождать выставку в течение всей работы, а продлится она до 17 марта. 

Фото © Алексей ОЗЕРОВ, Эльвира КАДЫРОВА, Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Осведомленный ) 6 сентября 2023 в 17:05:
300 р. — взрослый, 150 — для пенсионеров и школьников, 200 — для студентов. Самый дешевый билет, 50 р. детям с 5 до 7 лет.
безработный 6 сентября 2023 в 16:52:
Почём билетик?
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.