Реклама
На данный момент в стране две популярные темы – Олимпийские игры и финансовый кризис. Притом первую принято считать одной из причин второй. Насколько сильным будет удар, прогнозы экспертов разнятся, но есть опасения, что заметнее всего он скажется на малом и среднем бизнесе. Каковы ожидания в отношении грядущих событий мы узнали у руководителя компании, которая активно взаимодействует с предпринимателями различных сфер деятельности на рынке Урала и Сибири, генерального директора Югорской лизинговой компании Андрея ВАРНЯГИ.
Андрей Александрович, кризис уже начал проявлять себя?
— Давайте начнем с того, что "кризис" — это чрезвычайное положение, и данное понятие не соответствует сложившейся ситуации. Российская экономика переживает период стагнации, который начался ещё в 2013 году и продолжается в 2014. Ухудшаются условия получения заемных средств. Уже сейчас заметно уменьшение спроса на лизинг, а это означает, что у предпринимателей снижается спрос на их продукцию и услуги, покупательская способность конечного потребителя падает. Но это не значит, что будет крах экономики.
Тем не менее по оценкам ряда экспертов Россию ждет ущерб, сопоставимый с масштабом 2008 года.
— Я думаю, что сопоставлять размеры кризиса не верно, потому что тогда были одни причины, а сейчас другие. Кризис 2008 года связан с ипотекой в США и сопутствующими финансовыми инструментами, рынок недвижимости был перегрет, банки разорились. Нынешнее снижение темпов роста экономики имеет ряд объективных причин: в стране реализованы крупнейшие инвестпроекты и сейчас пока заменить их нечем. Но у малого и среднего бизнеса все равно динамика будет положительная.
То есть вы считаете, что причин для паники нет и ожидание финансового кризиса преувеличено?
— Да, именно так. Разговоры о кризисе, как страшилка для "маленьких" предпринимателей, которые выглядели слабо и до стагнации. Рецессия экономики — это возможность бизнесменам либо усилить свои позиции, либо уйти с рынка, но в целом экономика от этого выиграет.
А можно ли как-то оценить уровень подготовленности предпринимателей к пессимистичным сценариям развития экономики?
— В течение 17 лет, а столько существует наша компания, мы видим, как меняются предприниматели, как они становятся опытнее и взрослее. Более того, вносим свой вклад в развитие клиента: консультируем по написанию ТО, ведению бухучета, законодательным нормам и другим нюансам финансовой аренды.
Предприниматели стали более детально подходить к оценке своих перспектив, что в итоге делает их более подготовленными к изменяющимся экономическим условиям. И хочется отметить, что в целом уровень образованности клиентов и их знаний в экономике увеличился. Например, если раньше клиент брал в лизинг технику большими объемами, то сейчас он готов брать меньше, но чаще. Плюс для всех заключается ещё и в том, что в УрФО и Сибирском ФО, в отличие от России в целом, гораздо мягче всё проходит.
Звучит обнадеживающе, и все-таки, в условиях спада, к чему готовиться предпринимателям?
— Предпринимателю надо будет готовится к тому, что ставки по кредитам будут расти, а пакет документов, требуемый банками, увеличится. Кроме того, банки ужесточают условия по срокам выдачи средств. Если год назад при проектном финансировании банк перечислял нам средства в течение 3-х дней, то на сегодня мы наблюдаем увеличение сроков до 5-7 дней. И, скорее всего, они будут удлиняться. Поэтому финансирование проектов со стороны лизинговых компаний, которые работают на заемных ресурсах банка тоже будет небыстрым.
Югорская лизинговая компания в этом плане находится в более выигрышном положении, т.к. входит в число лидеров региональных компаний по обеспеченности собственным капиталом.
Сказалась ли рецессия экономики на вашей компании, какие у вас ожидания и планы?
— Ожидания у нас достаточно сдержанные. Планируем профинансировать за этот год сделок на сумму не менее факта 2013 года - 750 млн рублей. С учетом стагнации экономики мы скорректировали целевые показатели компании на 2014 год. Наша задача — сохранение текущего портфеля договоров лизинга на уровне 2013 года и наших постоянных клиентов. Также, в течение года условия действующих программ будут пересмотрены и направлены на работу с наиболее ликвидным имуществом и совершенствование внутренних бизнес-процессов.
Лизинг — это инструмент призванный помогать бизнесу развиваться. Скажите, как в столь нелегкий период вы намерены оказывать содействие предпринимателям и одновременно самим оставаться на плаву?
— Конечно повторения кризиса 2008 года совсем не хочется, тогда были действительно трудные времена. Наши клиенты не всегда могли платить нам, а мы, в свою очередь, должны были рассчитываться с банками. Чтобы выжить, мы на год остановили финансирование новых проектов и работали только с должниками.
Компания максимально входила в положение клиентов, реструктурировала долг, меняла график платежей, вела переговоры с банками, и нам шли на уступки. В итоге нам не приходилось в массовом порядке изымать имущество и потом заниматься его продажей. Мы даже покупали долги клиентов и уже через суд работали с их должниками. К слову, федеральные компании себе такой лояльности не могут позволить. Это позволило остаться на плаву и нам, и нашим клиентам.
А во внекризисное время вы также лояльно подходите к каждому клиенту?
- Приведу пример. Наш постоянный клиент взял в лизинг два автомобиля, но по объективным причинам, вынужден был отказаться от исполнения обязанностей, и возвратил предмет лизинга. Любая другая компания федерального уровня, как минимум удержала бы задаток с клиента. Мы же не только вернули аванс, но и не применили штрафные санкции. В общем, стараемся в частном порядке учитывать интересы клиентов, чтобы достигнуть компромисса.
В завершении нашей беседы, скажите, что бы вы могли порекомендовать представителям малого и среднего бизнеса?
— Да, пожалуй, здесь как нельзя лучше подойдут слова выдающегося бизнесмена Дональда Трампа "Плохие времена часто дают прекрасные возможности", постарайтесь максимально эффективно их использовать, для успешного развития своего бизнеса.
На фото – генеральный директор Югорской лизинговой компании Андрей ВАРНЯГА