Предприятие «выросло» из Главных железнодорожных мастерских, заработавших вскоре после запуска Западно-Сибирского участка Транссибирской магистрали.
Сегодня исполнилось 126 лет одному из крупнейших предприятий региона – Омскому заводу транспортного машиностроения, который в составе АО «Концерн «Уралвагонзавод» входит в государственную корпорацию «Ростех».
Современный «Омсктрансмаш» «вырос» из Главных железнодорожных мастерских. По поводу даты их появления единства в источниках нет: в одних называют 1896 год, а в других – 1897-й. Проект Главных железнодорожных мастерских на станции Омск появился еще в 1894 году. Для размещения мастерских выбрали площадку вдоль железной дороги, на другой стороне от вокзала, на территории, принадлежавшей Сибирскому казачьему войску.
В 1896 года началось постоянное движение на всем протяжении Западно-Сибирского участка Транссиба. Сложилось мнение, что тогда же появились мастерские: запущена дорога – значит, есть и ремонтный завод. Однако существуют документы, в которых говорится, что это не так. Например, в отчете для императора Николая II, подготовленном министром путей сообщения Российской империи князем М.И. Хилковым в конце 1896 года, сказано:
«Две последние крупные работы – окончание постройки моста через Обь и постройка мастерских в Омске – будут окончены летом будущего 1897 года».
Поэтому годом основания Главных железнодорожных мастерских считается именно 1897 год.
Более полувека предприятие специализировалось на ремонте подвижного состава, а в годы Великой Отечественной войны перешло на выпуск танков. Сначала были Т-34. После войны завод изготавливал Т-54, самый массовый советский танк Т-55, и наконец, Т-80 с мощным газотурбинным двигателем. Всего из стен «Омсктрансмаша» вышло около 30 тысяч танков. Также здесь производится техника инженерного и гражданского назначения.
Сейчас «Омсктрансмаш» – это стабильно работающее современное предприятие оборонно-промышленного комплекса. На вооружении Российской армии стоят 30 образцов военной техники и инженерных машин его производства, в том числе танк Т-80БВМ и тяжелая огнеметная система ТОС-1А. Более 5,5 тысячи сотрудников в круглосуточном режиме трудятся над выпуском бронетехники, которая изготавливается по полному циклу – от разработки собственным конструкторским бюро до серийного производства. Активно развиваются новые направления деятельности. Проводятся мероприятия по техническому перевооружению. Большое внимание уделяется подготовке кадров: центр обучения и подготовки персонала готовит необходимых предприятию профильных специалистов, в сентябре начнется обучение студентов в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Главная задача – обеспечение стабильного выполнения гособоронзаказа.
Фото © АО «Омсктрансмаш»