Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Владимир СОСНИН, «Рособоронэкспорт»: "За три последних года объем продаж омского оружия увеличился в три раза"

9 июля 2001 19:47
0
2417

Как-то несколько лет назад нашу страну обозвали «Верхней Вольтой с ядерными ракетами». Обидно было за некогда великую державу, но, признаться, наша сумбурная и самоуничительная внешняяи внутренняя политика давала повод для столь нелестного прозвища. Однако в том, чтомы отлично умеем делать ракеты и прочую военную технику, никто в мире не сомневается. Правда, и тут Россия сдала свои позиции: если в советское время нашего оружия экспортировалось на 20 млрд. долларов, то за прошлый год удалось продать меньше чем на 4 млрд. О том, какие перспективы имеются у омской оборонки на мировом оружейном рынке и что мешает резкому увеличению продаж российского оружия, «КВ» попросили рассказать представителя «Рособоронэкспорта» в нашей области Владимира СОСНИНА.

— Владимир Борисович, что изменилось после того, как три российских госкомпании по продаже оружия за рубеж объединились в одну?

— Благодаря объединению ликвидирована ненужная конкуренция между государственными посредниками по продаже военной техники. У шести российских предприятий осталось право самостоятельно торговать оружием, но с остальными работает один госпосредник, что намного легче и эффективнее. Главный наш принцип: Гособоронэкспорт существует для предприятий, а не наоборот. В последние годы все предприятия ВПК активно занимаются освоением новой продукции, а мы стараемся активно продвигать на внешний рынок высококачественную продукцию не только военного, но и гражданского назначения.

Вовлечение в наш круг интересов конверсионной продукции расширяет возможности по продвижению новых разработок. Рособоронэкспорт подготовил компакт-диск, на котором собрана информация об инновационных проектах, в том числе и омских. Этот диск будет распространяться среди зарубежных гостей на ВТТВ-2001. В нашей области работало с предприятиями только представительство Росвооружения, а в других регионах было два, а то и три представительства разных компаний, которые соревновались между собой. Сейчас исчезла ненужная беготня, консолидация усилий упрощает продвижение вооружений на внешнем рынке, больше учитываются интересытоваропроизводителей.

— Как вы оцениваете свою деятельность в качестве главного «продвигателя» продукции омской оборонки на мировой рынок?

— Я недоволен тем, что удается мало продвигать на экспорт военной техники, выпускаемой омскими предприятиями, но все же рост налицо. За три последних года объем продаж омского оружия увеличился в три раза. Большой интерес у иностранцев вызывают наши средства связи, электронное оборудование. КБ транспортного машиностроения активно работает с зарубежными покупателями, «Полет» занял хорошую нишу по модернизации АН-2 в АН-3.

Радует, что многие омские оборонные предприятия начали работать полную неделю и в две смены. Это значит, что есть заказы и возможности для производства. Подобная положительная тенденция прослеживается и в других регионах, это позволяет надеятся, что оборонный комплекс пережил худшие времена и будет развиваться. Одним из ключевых моментов ВТТВ-2001 будет совещание Сибирского федерального округа по вопросам развития ВПК Сибири, которое пройдет в рамках выставки.

— Что мешает резкому повышению объема продаж российского оружия на мировом рынке?

— Оружие — это не биржевой товар, а, как правило, политические продажи, для которых требуется решение правительств и парламентов двух стран. У нас не было опыта работы на мировом оружейном рынке в рыночных условиях, зато был наивный романтизм по поводу того, что рынок все выправит. Но все оказалось намного сложнее. На рынке вооружений идет ожесточенная борьба, без политической поддержки на нем невозможно одержать победу. Покупают обычно у той страны, с которой собираются сотрудничать в военной области не менее 20-30 лет.

Четкая линия нашего президента на повышение авторитета России, вне сомнения, скоро скажется и на экспорте оружия. Страна должна иметь определенный имидж, чтобы добиться успеха. Россию как производителя военной техники признает весь мир, а вот как производителя высокотехнологичной гражданской продукции никто не знает. Внутри страны люди поняли, что наши колбаса, водка и многие другие товары лучше импортных, за счет этого идет поддержка отечественного производителя.

Российский товар должен быть не только надежен, но и красиво оформлен — это в равной степени относится и к военной технике. Вот, к примеру, арабы относятся к БМП как к машине, а мы рассматриваем ее как объект боя. Представители одной из арабских стран отказались приобрести российскую БМП только потому, что в ней не оказалось розетки, куда можно включать кипятильник. Оформление, комфортность нашей военной техники — серьезная проблема. Возможно, ее поможет хотя бы частично разрешить конкурс «Милитари-дизайн», который проводится в рамках ВТТВ-2001.

— Выставка вооружений проводится в Омске уже в четвертый раз, можно сказать, стала уже привычной. Что вы ждете от нее?

— Выставка — чрезвычайно важное мероприятие, которое позволяет оценить уровень того, что мы производим, понять, что требуется рынку, и сделать выводы, как работать каждому предприятию. Уверен, что ВТТВ-2001 даст возможность подняться на более высокую ступенькуработы с предприятиями по поставкам оружия на экспорт. Результаты обязательно будут, не сразу, но через год-другой. ВТТВ-99, где впервые был представлен АН-3, помогла наладить взаимовыгодные контакты по этому самолету с пятью странами.

Но нужно осознавать, что за счет экспорта нашим предприятиям не выжить. Никто небросится покупать нашу военную технику, даже если она лучше и дешевле, чем мировые аналоги. Выставка дает хорошую возможность для интеграции между российскими предприятиями. Нужно менять структуру управления, диверсифицировать производство, объединять усилия по выпуску продукции, востребованной на рынке. По производству средств связи налаживается интеграция между омскими и другими российскими производителями, что обеспечит жизнеспособность каждого из участников этого процесса.

— Прошла информация, что на ВТТВ-2001 не будет демонстрироваться омский танк «Черный орел». Это что, возвращение к былой секретности?
— Трансмашу и без «Черного орла» есть чтопоказать. Новые военные разработки, которые еще не утверждены и не приняты на вооружение, нельзя экспонировать. Многие как-то забыли, что существуют военная тайна и интересы государства, и готовы продавать все подряд. На каждой выставке вооружений есть зарубежные представители, которые собирают экономическую и технологическую информацию. Порой при рекламировании своей продукции у стенда многие разбалтывают секретные сведения. Вон американцы вообще привозят на выставки только устаревшую технику.

Хотя «холодная война» давно закончилась,существуют коммерческие интересы государства, которыми нельзя жертвовать радисиюминутной выгоды. Нормальные владельцы никому не отдадут свои технологические секреты. Рецепт «кока-колы», к примеру, хранится в трех разных банках. Даже новые модели автомобилей на Западе испытываются на закрытых полигонах, которые тщательно охраняются. А мы готовы раскрыть все свои секреты, лишь бы привлечь покупателя.

— А в чем заключается основная работа представителя Рособоронэкспорта?

— Самое главное — общение с людьми и специалистами. Мы не Госплан, не агентство, не министерство, властных полномочий у нас нет. А я не хозяйствующий субъект, работаю по доверенности своей компании. Моя задача — найти стоящий товар, чтобы мои коллеги его потом продвинули на мировом рынке. Многое зависит от отношений с потенциальными поставщиками. У меня со всеми омскими директорами предприятий ВПК нормальные деловые отношения. Правда, реакция на мои советы бывает самая разная: кто-то из руководителей искренне благодарен, а другие их просто не воспринимают.

Недопонимание нынешней ситуации на мировом рынке оружия — это не вина, а беда некоторых директоров, ведь сформировались они как специалистысовсем в других условиях. Все учатся по ходу дела методом набивания шишек на голове — это нормальный процесс. Я прекрасно осознаю, что не предприятия работают для меня, а я для них. Если с кем-то испортились отношения, значит сам виноват, если не сумел кого-то убедить, значит плохо работаю.

— На ВТТВ-99 в ходе беседы со мной директор Уралвагонзавода МАЛЫХ признался, что ему приятнее производить мирную продукцию, чем танки, которые могут нести кому-то смерть. А вас не мучают душевные сомнения по поводу продажи смертоносных игрушек?

— Убежден, что до тех пор, пока существует государство, нужно производить средства его защиты. Это очень благородное дело — производить такие средства и продавать их своим союзникам. Нет более высокотехнологичного продукта, чем оружие. Для этого требуются большой технологический потенциал и интеллект. Оборонный комплекс — наше национальное достижение, которое нужно сохранить во что бы то ни стало.

В последние годы это достояние разрушалось, но все еще способно производить лучшее в мире оружие. Чтобы не растерять наши достижения, нужно серьезно заняться вопросами подготовки кадров. На подготовку хорошего станочника требуется времени не меньше, чем на то, чтобы стать доктором наук. По поводу того, что торгую оружием, которое несет смерть, хочу заметить, что убить можно и сковородкой, так что же, из-за этого перестать торговать ими?

— Уралэкспоармс и ВТТВ развели по разным годам, но разговоры о том, что должна оставаться только одна из них, не утихают. Что вы думаете на этот счет?

— Выставки — как любой живой организм: если ее тема интересна для потенциальных покупателей, она будет существовать. Если нет — отомрет сама собой, без всяких волевых решений. Чтобы ВТТВ процветала, нужны новые элементы, не только улучшение внешней стороны за счет строительства нового выставочного комплекса, но и новое внутреннее содержание. Наша выставка сильна наукой и наукоемкими технологиями, их новизна всегда будет представлять интерес для заказчиков. Если будут новые достижения у омских ученых и конструкторов, появятся и новые покупатели, приехавшие ради них на выставку. Чем больше выставок, тем лучше, значит, есть что предложить. Так что я за то, чтобы процветали и наша, и уральская выставки вооружений.

— Вы значительную часть жизни на партийной работе занимались пропагандой идеалов, которые в одночасье были признаны ложными. Нет ли у вас горького ощущения, что жизнь не на то потратили?

— В жизни каждого поколения происходят какие-то катаклизмы, на которые невозможно повлиять. В любых условиях можно жить, находить свое место, стремиться, чтобы были чистыми лицо и репутация. Помню, когда был секретарем парткома завода им. Баранова, ежемесячно отчитывался перед ЦК, сколько сдали двигателей. Да и на других партийных должностях в основном занимался хозяйственными вопросами. Тогда КПСС была системой управления государством. А в Чите, когда работал вторым секретарем, мне удалось создать на горнообогатительном комбинате совершенно новое производство электробытовой техники. Не скажу, что я уж совсем не совершал ошибок в своей жизни, но мне нечего стыдиться за свое партийное прошлое. А вот для гордости гораздо больше поводов.

— Ну и наш традиционный вопрос: чем увлекаетесь в свободное время?

— Очень люблю читать историческую и мемуарную литературу, особенно об истории нашего государства. Люблю отдыхать на даче, жена любит все сажать, а я отношусь к этому индифферентно. Семья — самое дорогое, что есть у каждого человека. Надеюсь, что смог передать кое-что из своего опыта сыну, который работает судебным приставом.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.