Омское представительство ФГУП «Рособоронэкспорт» стало вторым после ижевского. Сегодня их в стране — более двух десятков. Главный редактор «КВ» Марат ИСАНГАЗИН встретился с руководителем представительства в Омске Владимиром СОСНИНЫМ и задал ему ряд вопросов:
— Владимир Борисович я помню, на одну из омских выставок военной техники, технологии и вооружения (ВТТВ) ФГУП «Рособоронэкспорт», который тогда назывался «Росвооружение», привез целый самолет иностранных гостей. Сегодня ваша структура уже не так плотно «опекает» ВТТВ. Почему?
— Выставка, на которую организованно самолетом мы привозили иностранных гостей, была первая — в 1996 году. На все следующие ВТТВ иностранцы приезжали самостоятельно.
В то время в организации международной выставки военной техники у омичей не было достаточного опыта, и надежда на то, что приедут зарубежные заказчики, была слабой. И в стране еще не было мощных экспозиций федерального уровня, таких как МАКС и т.п. Поэтому каждая выставка, которая появлялась в регионах, вызывала интерес и внимание федеральных структур. Подобным образом привозили иностранцев в Нижний Новгород и на салон в Нижний Тагил.
На предыдущих выставках было много представителей Рособоронэкспорта еще и потому, что тогда только начиналась работа по космической тематике и продолжалась по выбору типа экспортируемого российского танка. В дальнейшем выставки вошли в определенное русло, и работа ФГУП «Рособоронэкспорт» с предприятиями ОПК стала носить адресный характер.
Сегодня если встреча с конкретным инозаказчиком совпадает по времени с периодом работы выставки, то специалисты Рособоронэкспорта приезжают и ведут встречи и переговоры на ней. Если нет, то такие встречи проводятся в согласованном месте. Вместе с тем подготовка к выставке по-прежнему ведется с учетом рекомендаций и советов специалистов ФГУП «Рособоронэкспорт».
Во время выставок омские конструкторы и технологи имеют возможность объективно оценить, что же требуется российскому и иностранному заказчику. Определить наиболее перспективные направления совершенствования выпускаемой продукции, сделать ее интересной как заказчикам из Минобороны России, так и инозаказчику.
Когда проводили первую выставку, объем экспорта продукции военного и двойного назначения, включая комплектующие изделия всех предприятий омского ОПК составлял на шесть миллионов долларов. К прошлому год, этот объем увеличился в десятки раз.
— Для чего проводятся выставки военной техники?
— Благодаря постоянным контактам на омских выставках ВТТВ с представителями российских заводов-смежников, потенциальными заказчиками Минобороны России, омичи яснее стали понимать, какой должна быть производимая ими продукция.
В условиях безденежья 90-х годов это было очень важно. Надо было, образно говоря, попасть в игольное ушко, чтобы предложить то, что может заинтересовать заказчика и на что можно получить заказ. В тот период выставка дала определенную интеллектуальную подпитку разработчикам и серийным заводам для выбора перспективы развития. Мало того, деньги, которые омские предприятия получали от экспорта, использовались для разработки изделий нового поколения, но уже для наших Вооруженных сил. Так что ВТТВ свою роль сыграла.
— И будет играть дальше?
— Я уверен в этом. Ведь что такое участие предприятия в выставке за рубежом. Туда едет от завода ну пять, ну десять человек максимум. В омской же выставке военной техники участвуют не только главные, но и рядовые конструкторы и технологи предприятия. Они получают возможность вживую разговаривать с потенциальным заказчиком, который выставляет конкретные условия и требования, от выполнения которых зависит возможность поставки продукции на экспорт. Такие встречи, безусловно, не проходят впустую.
Например, во время эксплуатации танков как в российских, так и в зарубежных армиях существует острая потребность в компактных, мобильных приборах, способных в полевых условиях определить неисправности в отдельных системах танка. Специалисты омского танкового института разработали оригинальную систему диагностики бронетанковой техники. Но выпускать серийно они не могли. Требовалось время, а главное — средства для доведения разработки до серийного производства.
Благодаря омской выставке родился союз между разработчиком и серийным заводом-изготовителем. Омское ПО «Иртыш» самостоятельно, за счет собственных средств довело вместе с авторами разработки, систему до ума. Почему? Потому что они, имея опыт выпуска сложных радиотехнических систем, могли быстро организовать производство и передать в эксплуатацию простую и надежную аппаратуру контроля и диагностики. При этом они расширили номенклатуру своей продукции, которую можно продавать и российскому, и зарубежному покупателю.
Когда на следующей выставке в Омске представители Индии и ряда других стран увидели готовый прибор, они сказали: «Вот это то, что нам нужно». И хотя в Курске есть специальный завод, который занимается изготовлением подобных систем диагностики, теперь омичи поставляют свои системы диагностики не только для Минобороны России, но и к танкам Т-90, которые направляются уральцами в Индию. Об этом мало кто знает, но это один из примеров того, что дает омская выставка омским предприятиям.
— Думаю, в тех объемах экспорта, о которых вы сказали, приличную долю имеют контракты немецкой ОНВ Sistem с ПО «Полет» по запуску спутников на ракета-носителях «Космос 3М». Ведь эти контракты проходят через ФГУП «Рособоронэкспорт»?
— Этот контракт тоже зародился на одной из первых омских выставок военной техники, когда между Рособоронэкспортом и ПО «Полет» было заключено соглашение о сотрудничестве. Это была многолетняя работа. И не только с нашей стороны. Сначала немецкий заказчик сделал несколько космических аппаратов и успешно запустил их с помощью омской ракеты-носителя «Космос 3М», и только потом Минобороны Германии приняло решение о создании космической группировки из нескольких спутников. Когда все это сложилось, появился контракт, о котором вы сказали. Объем работ достаточно серьезный и рассчитан на несколько лет.
— То есть обычно задаваемый журналистами вопрос: вот состоялась очередная выставка вооружений, были ли на ней подписаны какие либо контракты — бессмысленен?
— Нельзя так ставить вопрос. Любой контракт на поставку продукции военного назначения — это результат длительной, порой многолетней работы большого количества людей. Это сложный многофакторный процесс, и выставки вооружения и военной техники являются составляющей этого процесса.
Я думаю, все понимают, военная техника — это не биржевой товар. Прежде чем принять решение о приобретении российской военной техники, зарубежный покупатель должен получить одобрение своего правительства, парламента, исключить обвинения в коррупции, объяснить обществу, почему покупается именно в этой стране, а не в другой. И чрезвычайно важно политическое влияние страны-продавца в мире.
— Почему?
— Потому что, подписав контракт на приобретение вооружения или военной техники, государство связывает себя со страной-поставщиком минимум на 20-30 лет. Поэтому одно дело, когда шли переговоры с Россией начала 90-х годов, и совершенно другое — иметь дело с современной Россией.
Сегодня Россия имеет четкую вертикаль управления военно-техническим сотрудничеством с зарубежными странами.
Конкретную работу по продвижению военной техники и вооружения осуществляет ФГУП «Рособоронэкспорт», которое благодаря активной работе руководства и специалистов за последние пять лет удвоило объемы российского экспорта военной техники и вооружения, составившие в прошлом году около млрд. ФГУП «Рособоронэкспорт» работает не только на традиционных рынках Азии и Африки, но и в Латинской Америке, которая прежде никогда не сотрудничала по продукции военного назначения ни с Советским Союзом, ни с Россией.
— Но вы сказали, что сейчас из Омска продаются в основном комплектующие. То есть запчасти, надо полагать, к той технике, которая была поставлена лет двадцать-тридцать назад — в советское время.
— Это не так. Наряду с тем, что наши предприятия поставляют запчасти к ранее поставленной продукции военного назначения (ПВН), идут поставки на экспорт усовершенствованной военной техники. Прежде всего с современной комплектацией и электроникой. Известно ведь, что экспортируемые самолеты Су-30 — это, по сути, не изменившийся планер с новой авионикой. Сегодня каждый проданный за рубеж Су-30 укомплектован современной аппаратурой, изготовленной в Омске, первые образцы которой демонстрировались в далеких 1997-м, 1999 годах на омских выставках ВТТВ.
То же самое происходит и по другим видам военной техники. Модернизацией военной техники занимаются во всех армиях мира. Самолеты Вооруженных сил США летают по 40 лет. Меняется в основном авионика и двигатели. На бывшие в употреблении танки приходится до 86% от всего объема мировых продаж танков. Но почти все они прошли тот или иной уровень модернизации. В Омске КБТМ серьезно этим занимается и разработало целый пакет предложений по модернизации танка Т-55. И после прошлой, и после позапрошлой выставки уже несколько стран рассматривают, какой из вариантовмодернизации использовать для имеющегося у них парка танков Т-55. Пока рано говорить, какой это будет объем, но эти предложения для инозаказчиков достаточно интересны и актуальны.
В апреле я принимал участие в работе организационного съезда российского Союза машиностроителей, инициатором создания которого выступило ФГУП «Рособоронэкспорт». Там прозвучала фраза, что сегодня для государства иметь доходы только от нефти и газа — неприлично. Такое за последние пятнадцать лет я услышал впервые. В общем объеме российского экспорта продукция машиностроения составляет сегодня 3%, а в Соединенных Штатах — 93%. А это не только рабочие места, интеллект специалистов, но, наконец, и товар, который не подвержен таким ценовым колебаниям, как нефть и нефтепродукты. Но это очень не простой рынок с точки зрения продвижения продукции. Надо отдать должное губернатору Омской области Леониду ПОЛЕЖАЕВУ за принятие в свое время решения по проведению первой выставки военной техники и вооружения в Омске. Пойти тогда на такой шаг было непросто. Я знаю многие предприятия ОПК других регионов — там были не худшие условия для проведения выставки. Но там власть не пошла на это. Потому что не видели сиюминутной отдачи, а работа на перспективу не вызывала интереса. Хотя для региона проведение таких выставок имеет исключительно важное значение.
При поддержке омской областной власти было принято и решение проводить в рамках подготовки к выставкам «ВТТВ-Омск» межрегиональные отраслевые конференции по бронетанковой технике «Броня». Вы опять спросите: что все это дает? В последней конференции «Броня -2006» принимали, например, участие представители Томского научного центра СО РАН — там очень мощная наука. Спустя два месяца после конференции один из институтов СО РАН заключил с КБТМ договор, и они стали совместно работать над проблемой защиты от осколков танковой оптики, используя в этих целях покрытие из нанокерамики. Это актуальнейший вопрос, но за него никто не брался. Конференция дала толчок. Не все, конечно, идет гладко, но главное — они работают вместе!
Недавно я разговаривал с коллегой из Уфы, там выпускают специальный регулятор для двигателя танка Т-80. Уфа предлагает обсудить возможность разработки регулятора нового поколения, позволяющего снизить расход топлива минимум процентов на 15. Сейчас готовят конкретные предложения. Подобные инициативы возникают все чаще, но для этого специалисты должны знать, что необходимо заказчику. А для этого нужны выставки, конференции и т.п.