Компания «Руспромавто» — дочерняя структура группы «Сибирский алюминий», головная структура холдинга «РусАвтобусПром». Руспромавто владеет 26% акций Горьковского автозовада и пакетами акций ряда других автопредприятий. В компанию входят: ГАЗ и его дочерние предприятия, Арзамасский машиностроительный завод, Заволжский завод гусеничных тягачей, Нижегородский велозавод, Ульяновский моторный завод, Канашский агрегатный завод, Ярославский моторный завод, Ярославский завод топливной аппаратуры, Тверской экскаваторный завод, ЛиАЗ, ПАЗ,Голицинский автозавод (ГолАЗ). Одним из подразделений холдинга является Торговый дом «РусАвтоПром», созданный для централизации продаж. Автопробег, который проходит по маршруту Красноярск — Кемерово — Новосибирск — Омск- Тюмень — Челябинск — Уфа — Казань — Нижний Новгород, стал первой широкомасштабной маркетинговой акцией ТД «РусАвтоПром». Его цель — демонстрация новейшей автобусной техники и проведение переговоров с потенциальными заказчиками.
Участники автопробега считают, что сейчас для российских производителей автобусов, которые объединились в холдинг, настал звездный час. Этому благоприятствует обстановка, сложившаяся сегодня с парком автобусов по России в целом. По данным Виктора ХУДОНОГОВА, в стране каждый год с «рельсов» будет сходить около 40 тысяч автобусов. По сути, от руководителей регионов сейчас во многом зависит будущее автобусной промышленности. Пока же цифры говорят о том, что количество автобусов, подлежащих списанию, намного превышает число заказов на производство новых. Например, ПАЗ в 2001 году планирует выпустить с конвейера 9,5 тысячи машин, ЛиАЗ — 1,5 тысячи, ГолАЗ, по предварительным подсчетам — всего 300. В итоге получается около 12 тысяч новых автобусов при потребности в 40 тысяч. Естественно, что одной из причин малых заказов является нехватка финансовых средств. Хотя, по словам организаторов автопробега, РусАвтоПром сегодня предлагает самые различные схемы расчета с российскими предприятиями-производителями: это и кредитные поставки, и с предоплатой, лизинговые схемы. Один из последних крупных контрактов торговый дом заключил с Казанью, куда в ближайшее время планируется поставить сто новых ПАЗов и столько же ЛиАЗов. Возможно, автопробег увеличит число желающих приобрести российские автобусы. Не исключение и Омск. Как сказал заместитель генерального директора ЛиАЗа по научной работе Владимир СТЕПАНЕНКО, омские власти изъявили желание приобрести «для пробы» 5-6 новеньких ЛиАЗов. Стоимость одного такого автобуса около 70 тысяч долларов. Во всяком случае, это намного дешевле, чем импортные.
Вообще, по мнению всех участников акции РусАвтоПрома, наш город «подсел на иглу», когда приобрел в качестве городских автобусов «Мерседесы» и «Каросы».
— Понятно, что администрации города некуда было деваться тогда, — рассуждает Владимир СТЕПАНЕНКО. — Теперь вам придется с этими автобусами жить долго. И чем дальше, тем больше они будут сосать из вас кровь. Эксплутационные расходы всегда обходятся дороже, чем приобретение новой техники. Особенно это касается импортных комплектующих. К сожалению, заменять выходящие из строя детали механизмы российскими просто не имеет смысла, поскольку они не подходят к импортным автобусам.
Этой же точки зрения придерживается и коммерческий директор торгового дома «РусАвтоПрома» Виктор ХУДОНОГОВ. Он считает, что в один прекрасный момент омские «Мерседесы» и «Каросы» не смогут выходить на линию из-за того, что у города не будет средств на замену вышедших из строя деталей. Эта проблема касается не только Омска, но и других городов, где были закуплены импортные автобусы под целевые кредиты. Более того, положение может ухудшить и тот факт, что, по словам другого участника автопробега, скоро таможенные пошлины на ввоз импортных комплектующих могут возрасти с 15% до 35%.
Естественно, акция нацелена на то, чтобы продвигать на рынок российские автобусы, поэтому понятно отношение участников автопробега к зарубежным заводам-конкурентам. При этом специалисты РусАвтоПрома понимают, что без зарубежных партнеров нашим российским производителям автобусов обходиться пока сложно.
— Конкуренция — понятие сложное. Его надо рассматривать с нескольких позиций. Если говорить о цене, то в сравнении с зарубежными фирмами наши заводы им составляют конкуренцию, — говорит Виктор ХУДОНОГОВ. — Если говорить о технической конкуренции, то пока мы отстаем, поэтому приходится пользоваться услугами иностранцев. К примеру, ЛиАЗовцы для производства автобусов используют американские двигатели фирмы «Caterpillar», а на Голицинском заводе используют комплектующие фирмы «Мерседес». Понятно, что это отражается на стоимости автобусов. Но даже самый дорогой наш автобус, стоимость которого 74 тысячи долларов намного дешевле импортного.
Свой взгляд у представителей РусАвтоПрома и на омский проект «Вольво». Судя по вопросам, которые они задавали в неофициальной беседе Вере ХОРКИНОЙ, советнику первого вице-губернатора Александра ЛУППОВА, их очень интересует наше предприятие. Правда, Вера Ивановна, ссылаясь на свою некомпетентность, неохотно отвечала на вопросы, касающиеся стоимости городского автобуса «Вольво», сборку которого начало наше СП, рентабельности предприятия и расчетов по кредиту. Гости не были слишком навязчивыми. Правда, один из них сказал: «У меня только один положительный пример, когда производство импортных автобусов осуществилось. Это московский „Икарус“, который производится на Лужинском автобусном заводе. И то это стало возможным потому, что 100%-ный заказ на них исходит от московского правительства, для собственных нужд. Дай-то Бог, чтобы и у вас что-нибудь получилось».