«К городу могут быть применены финансовые санкции со стороны международных банков, если не будут осуществляться текущие платежи по валютным заимствованиям»,
— заявил на коллегии при главе городского амоуправления первый заместитель директора департамента финансов и экономики администрации города Омска Сергей НЕКУРЯЩИХ во время представления проекта городского бюджета на 2002 год. Суть санкций ING-BANK и Международного банка развития и реконструкции состоит в требовании полного погашения задолженности по кредитам и процентам на общую сумму 58 млн. долларов (1,8 млрд. рублей). А это больше половины доходов городского бюджета, запланированных на 2002 год в объеме 2,9 млрд. рублей.
Приехали, следующая станция — санкция
Со времен правления Валерия РОЩУПКИНА городская администрация впервые серьезно задумалась над проблемой муниципального долга. И то только потому, что поджали сроки погашения кредитов, взятых в международных банках.
Сегодня проблема муниципального долга состоит, скажем так, из двух частей. Первая — рублевые заимствования на покрытие временных кассовых разрывов. Вторая — валютные кредиты, взятые в ING-BANK и Международном банке развития и реконструкции (МБРР) в 1996-1998 годах на приобретение подвижного состава для муниципального транспорта. Тех самых «Мерседесов» и «Карос», за покупку которых областные телерадиокомпании в своем эфире частенько критиковали экс-мэра РОЩУПКИНА.
Рублевые заимствования в общем объеме муниципального долга, а он, кстати, равен 1 миллиард 985 млн. рублейсоставляют всего 1/30 часть. Поэтому основная проблема — в валютных заимствованиях. Причем вся беда не только в величине «зелененьких» кредитов. Как сказал Сергей НЕКУРЯЩИХ, сегодня стало невозможным исполнение обязательств в полном объеме в ранее оговоренные сроки. По заключенным же с МБРР и ING-BANK договорам если не будут осуществляться текущие платежи в соответствии с утвержденными графиками (выплата долгов по 6 млн. долларов в год), то к городу могут быть применены финансовые санкции. Суть их в требовании полного погашения задолженности по кредитам и процентам на общую сумму 58 млн. долларов.
Чтобы не допустить применения столь жестких мер, городская администрация провела переговоры с ING-BANK о реструктуризации долгов. В результате выплату основного долга рассрочили на 10 лет, а процентов — на 5. А вот задолженность перед МБРР, которая составляет около 39 млн. долларов от общей суммы долга перед международными банками, осталась не реструктуризированной. Правда, по словам НЕКУРЯЩИХ, мэрия намерена провести переговоры и с МБРР.
Если соглашение о реструктуризации не будет достигнуто, то в следующем году бюджет Омска потеряет более миллиарда рублей и снизится, таким образом, до уровня бюджета 2001 года. Тогда можно будет забыть об увеличении зарплаты бюджетникам и жилищникам.
А в остальном прекрасная маркиза, все хорошо
Несмотря на то, что Омск находится на грани дефолта, коллегия одобрила представленный проект городского бюджета на 2002 год. Он будет бездефицитным. Доходы и расходы составят 2 947,9 млн. рублей. По сравнению с бюджетом 2001 года в следующем году планируется рост доходов на 61%. Это, в частности, связано с увеличением в 2002-м ставок по подакцизным товарам, по налогу на вмененный доход и другим налогам. Более того, на следующий год область увеличила для города нормативы отчислений по некоторым регулирующим налогам.
Наибольший удельный вес в структуре доходов Омска составит подоходный налог. От его взимания предполагается получить 1 млрд. 175 млн. рублей (это почти половина бюджета).
Что касается расходов, то основная их часть — более 70% — будет направлена в социальнозначимые сферы. В проекте бюджета предусмотрено увеличение зарплаты бюджетникам и работникам жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, общая сумма планируемых ассигнований на ЖКХ в 3,5 раза выше заложенных в бюджет 2001 года и составит 400 млн. рублей.
Предполагается выделение из Территориального дорожного фонда 225 млн. рублей на капитальный ремонт городских дорог, строительство метрополитена, Парка третьего тысячелетия и других объектов.