Омский бизнес существенно изменил свой контекст. Сегодня из одиночек, «зашибающих деньгу» на рынке, предприниматели превратились в реальную общественную формацию, с интересами которой вынуждены считаться и власти. Бизнесмены объединяются в союзы, общественные организации, образуют собственные политические партии. Поскольку правительство слишком вяло проявляет инициативу в разработке экономической стратегии нашего государства, а решает в основном не самые насущные проблемы, то роль общественных объединений предпринимателей становится сегодня все более значимой. О целях и задачах омских общественных объединений, а также тенденциях, имеющих место в омском бизнесе, корреспонденту «КВ» рассказал Виталий ПУТИНЦЕВ — вице-президент Омского областного союза предпринимателей, лидер Омского отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и омский предприниматель, очень много сделавший для укрепления позиции Омского областного союза предпринимателей.
— Свой бизнес начинается у всех по-разному. Как это было у вас?
— Могу сказать, что я начал с нуля. Когда уволился из армии и вернулся в Омск, то кроме идей не было абсолютно ничего. К тому же опыта никакого. А все вокруг уже такие зубры в бизнесе. Как мне тогда казалось, естественно. Несколько моих проектов провалились сразу, не начавшись. Тогда я пришел на Омскую товарно-сырьевую биржу, они тогда только входили в моду, и говорю: возьмите меня на работу брокером. Конечно, я ни малейшего представления не имел ни о работе брокеров, ни о бирже, просто слова красивые, но держался очень уверенно, как офицер запаса, в общем. Руководитель биржи Август ДИЗЕР, надо отдать ему должное, даже не удивился. Просто объяснил, что брокеры на самом деле не работники биржи, они работают в брокерских конторах. А тут на мое счастье на биржу приехали два предпринимателя из Казахстана, которые только что выкупили брокерское место. Август Николаевич подозвал меня, представил и говорит им: вот как раз и брокер для вас, берите его и работайте. Так я оказался при деле, а Август ДИЗЕР стал моим крестным отцом в бизнесе.
— А как же опыт работы?
— Никак. Набирался опыта на ходу. Смотрел, интересовался всем, с людьми общался на бирже. Подписали мы с моими работодателями контракт, как положено. Какие-то там проценты мне полагались, я даже не особо вникал. Контракт — это ведь официальный документ. В общем, покупал, продавал, прибыли радовался, а когда через месяц подсчитал заработанную мной сумму, то сильно призадумался. Чтобы было понятней, я переведу тогдашний мой гонорар в сегодняшний масштаб: заработок за месяц равнялся приблизительно двум сотням рублей. Вот тогда, видя такое мрачное настроение, мой будущий компаньон Виктор ЧЕБАКОВ и предложил поработать в одной с ним брокерской конторе, а потом, набравшись опыта, создали наш собственный бизнес. Продали мы с ЧЕБАКОВЫМ кое-что из личного имущества, зарегистрировали брокерскую контору, арендовали место на бирже и начали работать.
— В то время о брокерах ходило много баек. В основном, конечно, рассказывали о больших заработках...
— До сих пор вспоминаю одну из самых первых сделок. Взяли мы на очень жестких условиях кредит в Промстройбанке, купили 60 тонн сахара, обменяли его на Любинском молочно-консервном заводе на сгущенное молоко, которое и продали затем в Казахстан. Пришлось сначала очень поволноваться, когда лаборатория консервзавода проверила качество сахара и выяснила, что 15 тонн были плохо переработанным сырцом. Грубо говоря, нас надули. Но, видимо, новичкам действительно везет. К счастью, остальной сахар оказался нормального качества, к тому же сгущенку нам удалось продать очень выгодно, поэтому прибыль от сделки была, по нашим масштабам, сумасшедшей — 2,5 миллиона рублей. Для сравнения — хорошая квартира в центре Омска стоила тогда приблизительно 120 тысяч. Мы, кстати, как положено, заплатили все налоги, но налоговой проверки все равно не избежали. Инспектор долго и недоверчиво перелистывала маленькую стопочку документов, мы вообще на тот момент провели всего несколько сделок, но нарушений никаких так и не нашла, к своему огорчению.
— Если я правильно понимаю, то вы относитесь к тем бизнесменам, которые не шарахаются от общественно-полезной работы...
— Как видите, я сегодня исполняю обязанности вице-президента омского союза предпринимателей, который недавно отметил десятилетие своего существования. И вообще, если уж вспоминать, в этой организации я состою с 1993 года. Можно сказать, что стоял у истоков. Когда чуть больше года назад проходило переизбрание председателя союза Алексея ГРИЦЫКА, у которого закончился тогда срок полномочий, я тоже выдвигал свою кандидатуру на эту должность и серьезно конкурировал с Александром ТРЕТЬЯКОВЫМ. Избрали ТРЕТЬЯКОВА, но самое интересное, что после выборов мы стали с ним хорошими друзьями, что большая редкость между бывшими конкурентами.
— Не так давно было создано региональное отделение новой общественной организации «Деловая Россия», которое вы возглавили. Какие вообще цели у омской «Деловой России»?
— Хочу отметить сразу: «Деловая Россия» — это общественная организация, которая далека от политики и создана как единый координирующий орган для защиты интересов предпринимателей. Если начинать издалека, то картина выглядит следующим образом: все предприниматели сегодня условно делятся на три колонны. Соответственно и общественных организаций тоже три — Союз промышленников и предпринимателей, который представляет интересы крупного транснационального бизнеса, наша «Деловая Россия», представляющая крупный и средний бизнес, и ОПОРа — объединяющая средний и малый бизнес. «Деловая Россия» — это молодая организация. Учредительный съезд прошел в сентябре 2001 года, поэтому у нас сегодня стадия становления собственной структуры. На сегодняшний день в организации 54 региональных отделения, но обсуждается вопрос о координации их действий через 7 больших региональных структур — по числу федеральных округов соответственно. В омском отделении организации 15 человек, но мы и не стремимся увеличивать это число. У нас жесткие условия приема, которые не так давно еще больше ужесточились, да и членские взносы, прямо скажем, очень большие.
— Какие формы работы предпочитает «Деловая Россия»?
— В первую очередь, естественно, законотворчество. «Деловая Россия» намерена активно участвовать в процессе разработки такого законодательства, которое обеспечивало бы хорошие условия для развития как российского, так и регионального бизнеса. На мой взгляд, эта задача отвечает интересам не только предпринимателей, поскольку благосостояние, к примеру, омичей тоже зависит от успехов региональной экономики. Естественно, для разработки новых законодательных актов мы привлечем юристов, экономистов и других необходимых специалистов высокого уровня, а потом уже будем выходить с готовыми законопроектами в Государственную Думу.
— Мне почему-то кажется, что бизнесмену тяжело найти время на общественную работу. Это так?
— К сожалению, так. Время находить трудно, но нужно, поэтому я стараюсь изо всех сил, где-то урывая от собственного бизнеса. Я искренне уверен, что работа, допустим, Омского областного союза предпринимателей приносит пользу для всего омского бизнеса. Уверяю вас, что деятельность «Деловой России» тоже вскоре станет заметна. Тут еще есть такой нюанс: за каждым из нас всегда стояли люди, коллективы предприятий, поэтому мы привыкли к любому вопросу подходить ответственно. И если, к примеру, нашим союзом предпринимателей принималось какое-то решение, то оно всегда было взвешенным.
— У вас, как у вице-президента союза, есть конкретное направление работы?
— Средства массовой информации, идеология союза.
— Тогда не могу удержаться от вопроса: как омский бизнес оценивает свои отношения со СМИ? Какие сложности сегодня существуют в этих взаимоотношениях, с вашей точки зрения?
— Сложности есть, что скрывать. На мой взгляд, омские бизнесмены во многом недооценивают возможности средств массовой информации. Вот, к примеру, возьмем газету Омского областного союза предпринимателей «Слово и дело». Главная проблема этой газеты — недостаточное финансирование. Замечательный коллектив готовит очень качественную газету, которая поднимает множество актуальных вопросов и важных проблем, но вы бы знали, с каким трудом приходится выбивать с членов союза по 900 рублей на ее содержание. Я, кстати, не исключение. Тоже постоянно борюсь с собственной жадностью и тоже забываю вовремя перечислить деньги.
— Приближающиеся выборы в Законодательное собрание области и горсовет наглядно продемонстрировали, что крупный омский бизнес стройными колоннами идет во власть. Как у вас с политическими амбициями?
— Можно сказать, что я их преодолел. Трезво взвесил свои возможности и не стал даже пытаться. А вообще политические амбиции есть у большинства людей, в том числе и бизнесменов, я не вижу в этом ничего удивительного.
— А что на ваш взгляд толкает бизнесменов во власть?
— В собственном бизнесе они уже знают все, поэтому, очевидно, есть желание попробовать свои силы на другом поле.
— Есть мнение, что бизнесмены идут во власть, чтобы лоббировать исключительно собственные интересы...
— За всех поручиться не могу. Как говорится, ничто человеческое нам не чуждо. Наверное, у кого-то присутствует и такой стимул. Но хочу при этом сказать, что знаю практически всех омских бизнесменов — членов союза предпринимателей, кто сегодня выдвигает свои кандидатуры в депутаты Законодательного собрания и горсовета. Я знаю, что это очень порядочные люди, настоящие работяги, из тех бизнесменов, которые заработали свой капитал честно, не на бюджетной кормушке.
— Спасибо вам, и успехов в делах.