31 декабря 2001 года в «Российской газете» опубликован федеральный Закон № 198 «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах». Он ввел в круг плательщиков единого социального налога организации и индивидуальных предпринимателей (ИП), платящих единый налог на вмененный доход и увеличил ставку для ИП, применяющих «упрощенку». Последние раньше платили ЕСН исходя из дохода, определяемогостоимостью патента, теперь же налоговая база для них определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Если учесть, что с 2002 года Омское областное Законодательное собрание значительно утяжелило бремя налогообложения и для плательщиков единого налога на вмененный доход, и для ИП, применяющих «упрощенку», то добавочная нагрузка в виде ЕСН для немалого числа предпринимателей может оказаться неподъемной. Чтобы остаться на плаву, индивидуалам не остается ничего другого, как уходить в тень и платить зарплату по-черному.
Другой вариант — судиться. Общий порядок ввода в действие актов законодательства о налогах и сборах предусмотрен статьей 5 Налогового кодекса, где сказано, что изменения вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему закону. А значит, ФЗ № 198 должен вступить в силу лишь по истечении месяца. То есть 1 февраля 2002 года. Но налоговый период по ЕСН год, а не 11 месяцев. Поэтому взимать ЕСН можно лишь с 1 января 2003 года. Так считают юристы. Но — увы — не налоговики.
Кстати, есть возможность отсудить прежние правила некоторым категориям индивидуальных предпринимателей и на других основаниях.
Единый социальный налог согласно главе 24 НК относится на себестоимость товара. Однако в расчете стоимости патента по упрощенной системе налогообложения согласно статье 3 Закона Омской области № 317 от 22 ноября 2001 года указанный налог не участвует, а значит, относится на уменьшение собственного дохода налогоплательщика.
Таким образом, необоснованное увеличение создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действавшими. А значит, нарушается федеральный Закон № 88 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который запрещает в течение первых четырех лет деятельности предпринимателей ухудшать их налоговое бремя.