Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

МИЛЛИОН ЗА НЕДРА

3 сентября 2002 11:36
0
2199

хотели получить организаторы конкурса на право пользования омским месторождением минеральной воды, но в дело вмешалась областная прокуратура. 

Известная в Омской области лечебно-столовая вода, поступающая в продажу под торговой маркой «Омская-1», добывается из природного источника прямо на территории нашего города, недалеко от ипподрома. ОАО «Завод розлива минеральной воды „Омский“, имея на руках лицензии на производство и реализацию минводы, не первый год успешно пользует этот естественный источник, ежемесячно поставляя на омские прилавки более двух миллионов литров минералки. При этом, самой скважиной завод не владеет, не имея на то соответствующей лицензии, правда налог на недропользование платит исправно. Также исправно местные налоговые службы эти платежи признают. Однако по Федеральному закону „О недрах“ омская скважина до сих пор, по сути, остается бесхозной.

Благие намерения

В апреле 2002 года Главное управление природных ресурсов по Омской области совместно с экономическим комитетом областной администрации решили покончить с сиротским положением упомянутой скважины. И объявили конкурс «На право пользования недрами с целью добычи минеральных подземных вод на Полетовском участке Омского месторождения». По замыслу организаторов главной наградой победителю должна была стать лицензия на право пользования недрами в течение 25 лет. Опираясь исключительно на федеральные законы, организаторы утвердили «Порядок проведения и условия конкурса». Соответствующую информацию опубликовали в областной газете «Вся губерния» (№ 15 от 17 апреля 2002 года).

К участию в конкурсе допускались субъекты предпринимательской деятельности, в том числе иностранные граждане и юридические лица, обладающие необходимыми финансовыми, техническими и кадровыми возможностями эксплуатации месторождения. По условиям конкурсанты были обязаны внести 151 тысячу 932 рубля за участие в конкурсе, а в случае победы не только заплатить за оформление и регистрацию лицензии около шести тысяч рублей, но и быть готовыми к выплате разового стартового платежа, размер которого составил ни много ни мало один миллион рублей.

Несмотря на то, что конкурс объявлялся «как открытый, без каких-либо ограничений по численности и категориям недропользователей», говорят, особого ажиотажа в предпринимательской среде он не вызвал. На что в Главном управлении природных ресурсов и в областном экономкомитете ничего конкретного не отвечают, ссылаясь на то, что это коммерческая тайна. В сентябре этого года организаторы намеревались подвести итоги конкурса, но не успели — в дело вмешалась областная прокуратура.

Прокуратура не дремлет

Надзирающим за исполнением законов на территории Омской области по каким- то причинам затея с проведением конкурса сразу пришлась, мягко говоря, не по душе. Встревоженная финансовой стороной мероприятия прокуратура сначала на всякий случай «отправила в гости» к организаторам конкурса работников контрольно-ревизионного управления. Однако КРУ нарушений по своей части не выявило. Тогда решили зайти с другой стороны: досконально проштудировав все положения уже объявленного конкурса, прокуратура обнаружила в нем нарушения федерального законодательства и вынесла представление об их устранении. На это время конкурс, естественно, автоматически был приостановлен.

По большому счету ничего особенного не произошло. Обычный рабочий момент в практике прокурорского надзора за исполнением законов. В то же время сама прокуратура почему-то проявила завидное желание придать этому факту максимальную огласку. Если в иные времена журналисты, чего греха таить, с большим трудом «выбивают» из прокуратуры хоть какие-нибудь комментарии по куда более важным, к примеру уголовным делам, то в данном случае им пресс-служба облпрокуратуры самолично преподнесла все в лучшем виде. Во все средства массовой информации были разосланы по факсу пространные тексты, заботливо снабженные категоричным заголовком «Минеральная вода — не только для предпринимателей». Видимо, подразумевалось, что это готовые тексты для публикации.

Кто такие юридические лица?

Главным пунктом претензий прокуратуры к организаторам конкурса стал состав его участников. Прокуратура считает, что формулировка «к участию в конкурсе допускаются субъекты предпринимательской деятельности, в том числе иностранные граждане и юридические лица» фактически исключает из состава участников государственные и муниципальные учреждения здравоохранения.

Юристы, комментирующие по просьбе редакции «КВ» эту претензию, только руками разводили. Мол, с каких это пор медучреждения перестали считаться юридическими лицами? То же самое говорится и в письменном ответе, подготовленном Главным управлением природных ресурсов на представление прокурора: «Формулировка пункта 1 (о составе участников конкурса — ред.) полностью повторяет текст части 1 статьи 9 Федерального закона „О недрах“...государственные и муниципальные учреждения здравоохранения являются юридическими лицами и не исключены из состава участников конкурса».

По мнению прокуратуры, нарушен и Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В нем записано, напоминает прокуратура, что эти ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний (в законе упоминается еще и промышленный розлив — ред.), а по условиям конкурса эти моменты не предусмотрены. У организаторов и на это есть аргументированный ответ: «в контексте того, что вода является минеральной... условиями конкурса предусмотрено ее целевое использование. Порядок проведения конкурса не противоречит в этой части статье 136 Водного кодекса РФ и пунктам 1 и 2 статьи 10 Федерального закона „О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“. В своем ответе Главное управление природных ресурсов тактично напоминает прокуратуре, что „минеральная вода Полетовского участка является лечебно-столовой, то есть предназначена не только для лечения, но и для реализации населению в целях столового потребления“.

В таком же духе Главное управление отбивает и другие, менее крупные козыри прокуратуры, давая понять однозначно, что „не согласно с замечаниями, изложенными в представлении прокурора“ и пересматривать условия проведения конкурса не считает целесообразным.

Мнения разделились

Менее категоричную позицию по отношению к прокурорским претензиям занимает другой организатор конкурса — экономический комитет администрации области. В телефонном разговоре с корреспондентом „КВ“ и.о. председателя комитета Сергей ЕВСЕЕНКО заявил:

— Представление прокуратуры есть весомое основание для приостановки конкурса. Со своей стороны мы подготовили ответ в прокуратуру, а также направили информацию в адрес первого вице-губернатора Валентина ТРЕТЬЯКОВА. Лично я считаю неэтичным дискутировать с прокуратурой на страницах газеты, мы сами разберемся с этим в рабочем порядке. Искусственно раздувать сложившуюся ситуацию вокруг конкурса не стоит. В конце концов, мы же не Иртыш собрались перегораживать. Ну, перенесем сроки конкурса на некоторое время — мир не перевернется. А вот что касается условий проведения конкурса, то будем отстаивать свою прежнюю позицию.

Нельзя не упомянуть и еще об одном фигуранте, вращающемся в „конкурсной“ орбите. Это Главное управление здравоохранения администрации области. Дело в том, что в соответствии с законом туда организаторами конкурса еще 6 декабря прошлого года для согласования был направлен „Порядок проведения и условия конкурса“. Однако ответ так и не был получен. Все это время присланная документация бережно хранилась исполнителями в папке „Для сведения“. И лишь 16 августа 2002 года облздрав наконец-то направил организаторам конкурса в лице экономического комитета свои соображения. Суть их сводится к просьбе „пересмотреть условия конкурса, определив приоритетное использование природных лечебных ресурсов в целях здравоохранения“.

Комментируя ситуацию для „КВ“, нынешний руководитель облздрава Николай РУМЯНЦЕВ пояснил:
— Условия конкурса подразумевают неподъемные финансовые затраты для нас, и этим изначально отсекают от участия в нем государственные учреждения здравоохранения. В бюджете средств на эти цели не предусмотрено. В свое время, года три назад, мы уже давали согласие на предложение областного комитета по управлению имуществом о передаче на наш баланс на праве безвозмездного пользования скважины минеральной воды № 1-Б, где в качестве пользователя была определена медсанчасть № 10. Почему бы и сейчас не рассмотреть такой вариант?

Довольно странная логика. И вряд ли она устроит организаторов конкурса. Ведь получается, что облздрав готов взять скважину под свое крыло, но денег на ее содержание у него нет и, по всей видимости, никогда не будет.

У медиков свой диагноз

Допустим, что прокуратура добьется, а скорее всего в итоге так и получится, более четких формулировок условий конкурса в отношении лечебных учреждений. Можно также теоретически допустить, что недропользователем в одночасье станет уже упомянутая МСЧ-10. Уважаемый главный врач этой больницы, депутат Законодательного собрания Юрий САЛЮКОВ еще с 1998 года вынашивал такие планы и даже разработал соответствующую программу использования минводы из этого источника. Да, медсанчасти „с 540 специализированными койками, в том числе гастроэнтерологических — 120, восстановительной терапии — 120, урологических — 60, а также поликлиникой на 300 посещений в смену с мощным физиотерапевтическим отделением“ целебная водица не помешала бы. Вопрос в другом: где Юрий Леонидович намерен взять деньги на оплату лицензии на недропользование, на поддержание в нормальном техническом состоянии самой скважины, на транспортные расходы, на выплату налогов? Ведь Главное управление здравоохранения области уже ответило: денег нет.

Если САЛЮКОВ надеется, что налогообложение пойдет для него по нулевой процентной ставке, что действительно предусмотрено статьей 342 Налогового кодекса РФ для добычи минвод исключительно в лечебных целях без непосредственной реализации, то сильно ошибается. Дело в том, что минеральная вода из скважины Полетовского месторождения не относится к разряду лечебных вод. По своему химическому составу она относится к разряду лечебно-столовых вод, что подтвердила и недавняя экспертиза, проведенная Российским научным центром восстановительной медицины и курортологии.

Кстати сказать, без малого тридцать лет водицу из Полетовской скважины совершенно безвозмездно пользует для нужд своих пациентов горбольница № 2. Минводой наполнен больничный бассейн, используется она в бальнеологии, физиотерапии. В общем, сплошное воплощение мечты Юрия САЛЮКОВА, только на другой территории. Его коллега главный врач ГБ № 2 Валерий ГИЛЬМАН вообще считает, что претензии медучреждений на владение недрами „отдают шарлатанством“:

— Ну, скажите, где больница может взять средства на содержание скважины? Зачем лечебному учреждению такие хлопоты? Насколько мне известно, руководство завода розлива минеральных вод не раз предлагало омским медучреждениям совершенно бесплатно пользоваться источником. Но ведь никто и кружки не взял. Так о чем мы говорим? Я бы никогда не стал участвовать в конкурсе, потому что могу предположить, сколько проблем появится у меня как у недропользователя. Да меня обложат со всех сторон различные надзирающие за государственными недрами службы.

Что в сухом остатке?

Итак, „водяной“ конкурс усилиями областной прокуратуры временно приостановлен. Полгода как минимум уйдет на обмен документальной макулатурой между организаторами конкурса и прокуратурой. Между тем скважина Полетовского месторождения, независимо от происходящего вокруг нее круговорота, самоизливом продолжает выдавать „на поверхность“ более 300 кубометров минералки в сутки. Налоговым „самоизливом“ на добровольной основе завод розлива минводы „Омский“ продолжает пополнять бюджетный карман области, не являясь при этом законным хозяином скважины. Запретители конкурса прекрасно понимают, что завод в любой момент может отозвать свои платежи. Им также известно, что победитель конкурса, кроме оговоренного условиями бонуса в размере миллиона рублей, должен быть готов потратить еще один миллион на восстановительный ремонт скважины. Этого требуют закон о содержании гидротехнических сооружений подобного типа и расчеты местных специалистов. У омских медиков, за которых так ратует прокуратура, таких денег нет. Так стоит ли стучать в открытые двери?

И для справки: на левом берегу Иртыша возле профилактория „Мечта“ с 1970 года работает аналогичная скважина. По химической формуле вода в ней идентична Полетовской, такая же целебная, с таким же уровнем минерализации. К тому же левобережный источник в четыре раза мощнее Полетовского — в сутки самоизлив воды из него составляет более 1200 кубометров — и все в Иртыш. Что называется, берите, пользуйтесь кому не лень. Если отдельных главврачей омских лечебных учреждений уж так сильно распирают амбиции и желание побаловать своих пациентов минеральной терапией, то почему бы им не обратить свои взоры сюда?

Редакция „КВ“ будет внимательно следить за коллизиями вокруг конкурса и обязательно сообщит своим читателям об его итогах.

Мониторинг источников минеральной воды на территории Омска и вблизи нее

Месторождение / Самоизлив воды в куб. м/в сутки

1.Профилакторий „Мечта“/1250
2. Санаторий „Рассвет“/750
3. Профилакторий „Автомобилист“/550
4. Профилакторий „Русский лес“/450
5. Полетовская скважина № 1-Б/344
6. Загородный лагерь им. Стрельникова/300
7. Санаторий „Колос“/240
8. ЗАО „Любинский“, с. Политотдел /190

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.