Справка
Согласно Постановлению Правительства от 12 июня 2002 года № 409 «О мерах по проведению обязательного аудита», объявлять о конкурсе среди аудиторских фирм предприятие должно за 45 дней до даты проведения конкурса. Принимать заявки от конкурсантов предприятию необходимо на протяжении не менее двух недель с даты объявления конкурса. В аудиторской фирме, подавшей заявку на участие в конкурсе, должно быть не менее пяти квалифицированных аудиторов. В состав конкурсной комиссии должно входить не менее 6 человек: по одному представителю от Обласного комитета по имуществу, Контрольно-ревизионного управления, от отраслевого предприятия, от аудиторской фирмы, а также руководитель предприятия и секретарь комиссии.
Подсчитаем баллы
«Методику оценки технических и финансовых предложений аудиторских фирм по проведению обязательного аудита» Межрегиональная палата аудиторов Сибири разработала руководствуясь Постановлением Правительства от 12 июня 2002 года № 409 «О мерах по проведению обязательного аудита». По словам председателя Омского содружества аудиторов Николая ШТУРЛАКА, представившего методику, использовать ее можно не только унитарным предприятиям — МУПам, ФГУПам, ОГУПам и организациям, где доля государственного пакета акций составляет не менее 25%, но и любым другим фирмам и компаниям.
В соответствии с этой методикой выбор аудиторских фирм предлагается проводить в два этапа (см. таблицы). Первый — оценка технических предложений по 100 бальной шкале, второй — оценка финансовых предложений по 100 бальной шкале. Прежде, чем проводить оценку аудиторских организаций, разработчики методики рекомендуют предварительно просмотреть заявки конкурсантов и отобрать из всех участников конкурса пять наиболее приемлемых для предприятия аудиторских фирм.
Чтобы оценить технические предложения аудиторских компаний, предлагается провести оценку, во-первых, образца аудиторского заключения по ранее проведенной аудиторами проверки (по 60 бальной шкале), во-вторых, — методики осуществления аудита, включая его план, срок проведения и рекомендации по итогам проверки (по 20 бальной шкале), в-третьих, — квалификации специалистов, подтверждаемой соответствующими квалификационными аттестатами аудиторов (по 20 бальной шкале). Причем, согласно методике для каждого из этих трех показателей предусмотрены отдельные требования, по которым необходимо оценивать аудиторские фирмы (см. таблицы № 1, 2, 3). По результатам первого этапа победителем становится фирма, набравшая большее количество баллов. Победителем во втором этапе признается фирма, предложившая наименьшую цену за свои услуги. Такой фирме присваивается 100 баллов. После подведения результатов обоих этапов конкурса, выигравшей становится аудиторская организация, набравшая больше всех «очков».
Пора учитывать вес
«Механизм выбора аудитора и консультанта», разработанный ПЯТЕНКО, можно применять любым предприятиям при выборе делового партнера практически в любых сферах консалтинга. Эта методика, в принципе, похожа на методику Межрегиональной палаты аудиторов Сибири. В ней также рекомендуется оценивать технические и финансовые предложения аудиторских фирм. Но сначала предлагается повести оценку технических параметров с учетом их процентного веса, чтобы определиться, с какой фирмой предпочтительнее работать: с той, у которой, например, хорошие общие характеристики, или с той, где работают действительно высококлассные специалисты.
Автор методики рекомендует следующие критерии технических параметров (с учетом веса): общая характеристика опыта фирмы — 40%, опыт и квалификация конкретных сотрудников — 30%, качество методов решения проблемы — 30%. Затем по этим же критериям предлагается провести оценку технических предложений по 100 бальной шкале (см. таблицу № ). По каждому из трех критериев технических предложений автор методики рекомендует оценивать, скажем так, подкритерии (по 5-ти, 10-ти, 20-ти и 40 бальной шкале). Причем он приводит факты, на которые необходимо обратить особое внимание.
Офис и реклама тоже важны
Такой критерий, как общая характеристика фирмы, особенно важен, по мнению ПЯТЕНКО, для тех предприятий, которые рассчитывают на долгосрочное сотрудничество с той или иной аудиторской фирмой. Оценивать общие характеристики фирмы предлагается по 13 подкритериям. Первый — общий опыт и время существования фирмы (до 10 баллов). Предлагается обратить особое внимание на общее количество клиентов фирмы. Второй — клиенты фирмы (до 10 балов). Если серьезные клиенты выбирали эту фирму, то это свидетельствует об определенных профессиональных навыках ее сотрудников. Третий — рекламные материалы (до 5 баллов). Полезно обратить внимание на качество представленных рекламных материалов (если они есть) и на то, насколько они информативны. Четвертый — офис (до 10 баллов). Необходимо найти возможность посетить офис фирмы. Если она имеет средства на содержание приличного офиса в престижном месте, то, значит, какое-то количество клиентов было довольно ее работой. Если руководитель вкладывает значительные средства в офис, то, значит, фирма стремится работать всерьез и надолго.
Следующий подкритерий — известность (до 5 баллов). Если фирма известна и периодически попадает в фокус средств массовой информации (СМИ), то это говорит об ее определенном профессионально уровне. Нельзя исключать и заказные статьи. Но и в этом случае можно отметить, что фирма прошла определенный этап развития и заботится о своем имидже. Репутация (до 5 баллов). Есть аудиторские фирмы, имеющие хорошую репутацию, но не соответствующие пожеланиям того или иного предприятия. Открытость (до 5 баллов).
Если фирма предоставляет сведения для публикации в печатных СМИ, открыта для профессионального сообщества, это может служить одним из критериев ее зрелости. Членство в профессиональных организациях (до 5 баллов).
Опыт работы в отрасли (до 10 баллов). Опыт осуществления аналогичных проектов (до 10 баллов). Информационно-методическая поддержка профессиональной деятельности аудиторской фирмы (до 10 баллов). Независимость (до 5 баллов). Оценка по данному пункту зависит от ситуации и целей руководителей. Если аудиторская фирма существует при крупной структуре (банке, крупной компании), то ее профессионализм может быть ниже — это минус. Но если она существует, например, при крупном банке, а предприятию нужен от него кредит, то это плюс. Взаимодействие с межрегиональными, международными организациями аудиторов (до 10 баллов). Сумма всех этих баллов должна быть до 100. Результат вписывается в таблицу (см. таблицу ).
Ваши впечатления, господа
Опыт и квалификацию сотрудников аудиторской (консультационной фирмы) также предлагается оценивать по нескольким подкритериям. Общее впечатление от команды (до 10 баллов). Необходимо составить свое мнение об уровне организационных качеств сотрудников фирмы. Чем крупнее фирма, тем целесообразнее обращать внимание на то, как руководитель представляет организацию работ по проекту, а специалист — содержательную сторону вопроса. Общее впечатление от представленных резюме (до 10 баллов).
Опыт и квалификация руководящего персонала (до 40 баллов). Если нужен аудит, то из 80 баллов, приходящихся на оценку персонала, можно 30 отдать на оценку руководителей и 50 — на оценку специалистов. Наоборот, если, например. необходимо одновременно наладить налоговое планирование, управленческие процедуры, учетную политику предприятия, то лучше будет оценивать руководителей такой комплексной работы до 50 баллов, а специалистов разных направлений — до 30 балов. Опыт и квалификация специалистов (до 40 баллов). В среднем 40 баллов могут состоять из оценок по 10-ти бальной шкальной по следующим направлениям: образование, включая дополнительное (до 10 баллов), опыт осуществления аналогичных работ (до 10 баллов), опыт работ в данной отрасли (до 10 балов), для особо сложных проектов — опыт работы в проектах иностранных фирм (до 10 балов). Все эти баллы должны дать в сумме до 100 баллов. Итоговую цифру необходимо вписать в таблицу.
Как с пониманием?
Следующий критерий технических предложений — качество предлагаемых методов решения проблемы (план работы). Оценивать его рекомендуется по таким подкритериям как адекватность и полнота понимания реальных проблем предприятия (до 10 балов). Необходимо сравнить: какие проблемы и почему считают наиболее важными менеджеры аудиторской фирмы, а какие — консультанты. При этом можно попробовать определить причину несовпадающих мнений. С одной стороны, это может быть связано с тем, что консультанты предполагают работать как им удобнее, с другой — это может быть результатом их более профессиональной оценки проблем. Соответствие предлагаемой методики работы реальным проблемам предприятия (до 10 баллов). План работы по проекту (до 30 балов). Фирмы, в зависимости от реального опыта и хорошей квалификации, будут предлагать более или менее детально проработанный план. Внимательно его изучая, можно отметить, действительно ли фирма имеет опыт подобных работ.
Механизм взаимодействия с клиентом, передача опыта персоналу предприятия (до 20 баллов). Чем более долгосрочной и масштабной ожидается работа, тем выше роль четко налаженного взаимодействия ауидитора с клиентом. Грамотные аудиторы всегда заботятся об оперативной и постоянной обратной связи с клиентом. Соотношение работы на предприятии и в офисе аудиторской фирмы (до 10 баллов). Для аудитора время работы на предприятии может составлять, например, до 90% от рабочего дня, а тот, кто проводит исследование рынка, может ограничиться и 20%. Результат работы (до 10 баллов). Целесообразно оценить, насколько результаты работы фирмы на других предприятиях соответствуют потребностям клиента. Сроки проведения работ (до 10 баллов). Общая сумма баллов записывается в таблицу.
Чтобы финансы не пели романсы
Оценку финансовых предложений предлагается проводить следующим образом. Предложение с самой низкой ценой принимается за 100%. Предложения с более высокими ценами рассчитываются как процент от предложения с самой низкой ценой. Перед получением окончательной оценки технических и финансовых предложений аудиторской фирмы рекомендуется выбрать удельный вес финансовой и технической оценок. Чем сложнее работа тем больше должен быть удельный вес технической оценки. Так, если для простых работ возможно равенство: 50% — техническая оценка и 50% — финансовая, то для сложных работ вес технической оценки может составлять 80%, а финансовой — 20% (возможны другие варианты). Для сложной работы подсчет итоговой оценки аудиторской фирмы будет выглядеть, например, так: окончательная оценка = 66 (итоговая техническая оценка) + 80 % (вес) + 90,9 (финансовая оценка) + 20% (вес) = 70,98. Победителем конкурса становится аудиторская фирма, набравшая наибольшее количество баллов.



