Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Политтехнологиями административный ресурс не перешибешь?

9 марта 2004 12:49
0
1736

«И грабли те же самые приветствуют меня»

В сентябре прошлого года «КВ» уже собирали за «круглым столом» омских политтехнологов (см. «КВ» № 38 за 24 сентября 2003 года), которые попытались обозначить, в чем особенность избирательных кампаний в нашем регионе. Тогда договорились собраться еще раз, поэтому нынешний «круглый стол» органично стал продолжением предыдущего. Только вот оптимизма в выступлениях стало еще меньше: последние думские выборы убедительно показали, что власти надоело играть в демократию и мы вернулись в эпоху бурного одобрямса и агрессивно-послушного большинства.

Люди старшего и среднего поколения прекрасно помнят ведущую «руководящую роль КПСС», закрепленную в Конституции. Теперь партия власти называется «Единой Россией» и, имея большинство в Госдуме, может перекроить Конституцию как угодно. И хотя ее гарант не перестает повторять, что Конституция переписываться не будет, но это ведь только пока. Впрочем в уныние по этому поводу впадать не стоит, лучше давайте ознакомимся с наиболее интересными фрагментами из выступлений участников «круглого стола».

Леонид РЫЖЕНКО: — Административный ресурс переламывает все тенденции.Пока не закончится перераспределение собственности, административный ресурс будет использоваться на всю катушку. Власть вынуждена принимать решение не в интересах общества, а в пользу олигархических групп. Если политтехнологи обслуживают конкурента власти, то, попав туда, он причащается к пирогу и становится частью власти.

Виктор КОРБ: — В результате думских выборов впервые зафиксирована реальная политическая ситуация в стране, некая дезориентация общества и увлечение формальными признаками демократии закончились. Результат адекватен расстановке сил, правых выкинули как неэффективный, ненужный элемент. Сейчас мы живем в тоталитарной реальности, значит, нужны новые конструкции, реальная партстроительная работа, а не ее имитация.

Тем, кто у власти, только кажется, что они управляют, а на самом деле они крутят фантомное колесо. Если все властныеконструкции строятся по тоталитарному принципу, даже президент ничего сделать не может. В тоталитарнойсистеме невозможно решать, к примеру, образовательные задачи, потому что образование направлено лишь на умощнение существующей системы. Нас ожидают запреты на профессии по политическому признаку, как это уже происходит в нашем Законодательном собрании, где коммунистам не дают работать на постоянной основе.

Анатолий АГАРКОВ: — Все, что сейчас происходит, укладывается в политическую культуру нашего общества. У нас нормальный авторитаризм, переходный период, административный ресурс — заурядная вещь во всех странах мира. За счет образования населения есть шанс переориентироваться на формированиегражданских институтов власти. Есть вероятность, что при нынешнем раскладе президент при своем 80-процентном рейтинге может проиграть собственному народу.

Сергей НОВИКОВ: — В 1933 году немецкие социал-демократы не влились в ряды победившей на выборах НСДАП — помешали морально-этические принципы, а многие нынешние политики с готовностью растворились в партии власти. На протяжении всей постсоветской историине было прецедента демократических выборов из-за применения административного ресурса. Ресурс начинается тогда, когда его начинают чувствовать, у нас значительная часть населения его не чувствует, потому что просто игнорирует выборы. Мы уже почти отстроили общество, которое уже было, но с другой социальной подкладкой. Чтобы свести до минимума использование административного ресурса на местах, президент может назначать губернаторов, мэров, хоть на выборах сэкономим.

Татьяна ИЛЬИНА: — В России построена виртуальная демократия: созданы якобы демократические институты, за которыми — махровый тоталитаризм. Но хочется верить, что под всем этим скрывается что-то живое, которое рано или поздно вытеснитотжившую структуру. Пока же эту структуру обслуживают политтехнологи, среди которых есть и политинженеры, и политслесаря.

Галина ТАТАРИНОВА: — В прошлом году я работала на выборах в Казахстане внутри административного ресурса. Там более мощная тоталитарная система, чем у нас, но противники кандидатов, поддерживаемых властью, оказались еще страшнее, поэтому есть ощущение, что принесла социальную пользу. Административный ресурс можно использовать, внося в него свои ценности. У нас возможен выход на китайский вариант: политическое устройство тоталитарное, а с другой стороны — рыночная экономика. Наш регион существенно отличается от других, поэтому омским политтехнологам приходится работать по всей России и СНГ, но не здесь. Нужно изучать теорию политтехнологии, для чего мы открыли клуб «Пиар 100» при библиотеке техуниверситета.

Николай ЕФИМКИН: — Пока у нас тоталитарный режим с военно-полицейским уклоном, и от президента во многом зависит, куда качнутся качели власти. Авторитет у президента огромный, но реальных дел-то пока не было. Оппозиционных партий у нас нет, потому что выгоднее продаться, чем идти на баррикады. Поражение правого крыла заставляет нас по-новому оценить свое место в политическом раскладе.

Административный ресурс — это правовой беспредел, когда на практике применяется формула: своим все что угодно, остальным — строго по закону. Вот я в ходе думской кампании не смог попасть на встречи не только к бюджетникам, но и в Омскэнерго. Мне предлагали приходить и выступать после выборов. Использование административного ресурса на выборах — это преступление перед обществом ответственности, за которое не предусмотрено.

Василий МЕЛЬНИЧЕНКО: — Чтобы общество было демократическим, нужно повышать нравственное состояние людей. Но за счет чего оно может повыситься, совершенно не понятно. У нас сейчас та же советская система, только с другими формами собственности. Те, кто получил в процессе дележки собственность, будут держаться за нее зубами и руками, используя любые политтехнологии, административный и финансовый ресурсы.

Виталий АЛЕЩЕНКО: — Нужно разобраться: выборы — для политтехнологов или наоборот. Работая на административный ресурс, политтехнологи копают себе яму, становятся ненужными власти. На мой взгляд, именно это произошло с Глебом ПАВЛОВСКИМ. Без нормальной политической конкуренции в будущем нет места бизнесу. Если не соблюдается принцип честных, свободных выборов, то результата на долгосрочную перспективу быть не может.

Пусть не решить нам всех проблем

Особенностью прошедшего «круглого стола» можно назвать отсутствие острой полемики между собравшимися. Расходясь в частностях, все были примерно едины в интерпретации нашего политического бытия. Видит бог, организаторы искренне хотели острой политической дискуссии и послали приглашения в омские отделения «Единой России», ЛДПР, «Яблока» и обком КПРФ, но все они проигнорировали нашу протянутую руку.

Немало споров вызвала тема будущего политтехнологии. Сохранятся лисвободные политтехнологи или станут составной частью административного ресурса? Молодые участники «круглого стола» проявили оптимизм в этом вопросе. Так, Игорь КОМИССАРОВ уверен, что «административный ресурс — это элемент пиар-кампаний и профессия политконсультанта будет востребована в обозримом будущем». А Александр РОВЕНСКИЙ считает, что «до тех пор, пока будут выборы и конкуренция, без политтехнологов не обойтись».

Что ж, время покажет, сохранятся ли у нас независимые политтехнологи или станут составной частью государственной машины. В советские времена существовала изощренная система подготовки работников идеологического фронта: высшие партийные и комсомольские школы и курсы, университеты марксизма-ленинизма и много чего еще. После того как КПСС перестала быть руководящей и направляющей силой, рухнула и системаподготовки профессиональных агитаторов и пропагандистов.

Но свято место пусто не бывает: в последние годы во многих вузах стали готовить специалистов по связям с общественностью, пиарщиков и политконсультантов. Значит, профессия политтехнолога востребована, а уж кому будут служить нынешние студенты — государству или капиталу, поживем — увидим.

За «круглым столом» всегда хочется ухватить за хвост истину, только вот удается это редко. Однако обмен мнениями по серьезной проблеме тоже достаточно полезен, ведь каждый из участников донесет услышанное и понятое до своих коллег, учеников и друзей. В этот раз собравшимся было интересно, возможно, читателям «КВ» тоже будет интересно узнать, о чем говорили за «круглым столом».
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.