Иск
Три года не собирались акционеры ОАО «Омскликерводка». Не было смысла: в октябре 2000 года весь имущественный комплекс старейшего омского завода был передан администрации Омской области за символические 12,4 млн рублей (включая НДС). Со стороны акционерного общества договор купли-продажи подписывал генеральный директор Леонид АКСАМЕНТОВ. Другого выхода, по его словам, у него тогда не было: еще весной 2000 года Управление МНС РФ по Омской области лишило предприятие лицензий на хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции, и завод стремительно скатывался к банкротству.
В декабре 2003 года тот же Леонид АКСАМЕНТОВ подал иск в арбитражный суд о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи" имущества Омскликерводки администрации Омской области. Аргументируя тем, что он осуществил все это в 2000 году, нарушая законодательство. Протест, опять же таки по утверждению АКСАМЕНТОВА, сделан во спасение завода. Областная власть попыталась было возобновить водочное производство, но не справилась и решила продать предприятие в частные руки. В областном государственном унитарном предприятии «Омскликероводка», созданном на базе имущественного комплекса ОАО «Омскликерводка», в 2004 году была введена процедура конкурсного производства.
Шериф
51% акций ОАО «Омскликерводка» принадлежит ФГУП «Росспиртпром». В 2001 году москвичи пытались качать права, вернуть влияние государства на омское ликеро-водочное предприятие. Юристы ФГУП тогда утверждали, что у них хватит сил, чтобы «настоять на своем участии в той или иной форме» во вновь созданном ОГУП «Омскликероводка». Они ошиблись. Впрочем, быть может, Росспиртпром был слишком в те годы занят борьбой за столичный завод «Кристалл» и другие более интересные объекты, которые местный менеджмент предприятий пытался подмять под себя. Наведя порядок там, государственный холдинг занялся и другими «своими» предприятиями. В частности, омским.
— У государства руки длинные, — заявил 16 июля на собрании акционеров ОАО «Омскликерводка» руководитель правового департамента Росспиртпрома Андрей БАРАБАШ, — пусть не сразу, но они дойдут до всех". И сравнил деятельность своего подразделения с работой американского шерифа, который гоняется по прериям за нарушителями закона: «УФГУПа есть доля в двухстах предприятиях, а в нашем департаменте работают тридцать юристов. Их редко встретишь в Москве: они в командировках по всей стране».
70% спирта и 40% ликероводочных изделий страны изготавливаются на заводах, контролируемых Росспиртпромом. По мнению БАРАБАША, эта доля будет увеличиваться: «Государство вряд ли утратит интерес к монополии по алкогольным предприятиям. Наши юристы сейчас по всей России занимаются сбором активов под крышу ФГУП, а значит, государства».
Генерал-майор
Что касается омского предприятия, то с целью контроля над процедурой банкротства Росспиртпром вошел в число кредиторов Омскликероводки. Одновременно с подачи москвичей правоохранительные органы занялись проверкой законности передачи имущества завода администрации области. Юристы ФГУП также поддержали иск Леонида АКСАМЕНТОВА об отмене акта купли-продажи. Такую свою активность Андрей БАРАБАШ объяснил имеющейся у них информацией о попытке групп лиц под шумок выкупить в частные руки активы предприятия. На вопрос корреспондента «КВ» о взаимоотношениях с правительством области, руководитель правового департамента ответил, что с их стороны такие переговоры пока не инициируются, так как региональные власти явно «не противятся распродаже ликероводочного предприятия, а даже скорее способствуют тому». Поэтому они дождутся вступившего в силу решения суда, для того чтобы «зафиксировать ситуацию» и иметь базу для переговоров. А уже после этого должна состояться встреча руководителя Росспиртпрома генерал-майора налоговой службы Петра МЯСОЕДОВА с губернатором Омской области.